но зная их только как смелых грабителей, летописцы
—В.Б.), но зная их только как смелых грабителей, летописцы и историки... считали лезгин дикарями и разбойниками. Правильная внутренняя организация лезгинских общин, честность взаимных отношений и оседлая земледельческая культура не дают, однако, основания считать лезгин дикарями. Главные средства к су ществованию лезгинам всегда давали не разбои, а земледелие и ско товодство» (Пантюхов: 1901).Распространенный в дореволюционной науке и обществе взгляд на горцев как на прирожденных разбойников еще в 1860-е годы остроумно раскритиковал крупнейший исследователь кавказских язы ков того времени П.К.Услар. «В эпоху романтизма (1820-1840-е го ды.— В.Б.) и природа, и люди на Кавказе были непонятны…— писал он. — Горцев не могли мы себе представить иначе, как в виде людей, одержимых каким-то беснованием, чем-то вроде воспаления в мозгу, — людей, режущих налево и направо, пока самих их не пе рережет новое поколение беснующихся. И было время, когда эти не истовые чада нашей поэтической фантазии приводили в восторг часть русской читающей публики! Другие читатели, более рассудительные, все-таки верили в возможность существования такого племени бес нующихся, но в замену восторгов советовали истребить их с корнем вон» (выделено П.К.Усларом) (Л.К. [Услар]: 1868, 4-5).Истоки такого взгляда на северокавказских мусульман следует искать в увлечении российской публики восточной экзотикой. Это явление верно уловил Л.Н.Толстой, сам служивший на Северо-Восточном Кавказе в годы Кавказской войны. Ему принадлежит блестящая кри тика кавказской экзотики, вложенная в уста героя «Казаков» Оленина: «Совсем иначе, чем он воображал, представился ему Кавказ.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.