Нижнее Хваршини, сожгли здание, а самого наиба заруби
Нижнее Хваршини, сожгли здание, а самого наиба заруби ли. Для наказания бунтовщиков в Сильди прибыл отряд горской ми лиции под командованием прапорщика Ахмед-хана из тухума старос ты селения (бегавул), но сильдинцы разбили его.Вспыхнуло восстание, распространившееся на соседние селения Хушет, Нижнее и Верхнее Хваршини и Метрада. Оно было подавле но при помощи регулярных русских войск только несколько месяцев спустя. По приговору военного суда все участники бунта были вы сланы в Ставрополье. Селения их были разрушены, за исключением 14 домов в с. Сильди, принадлежавших клану сельского старосты, его ближайших родственников и поручика Ахмед-хана, оставшихся вер ными властям (ЦГА РД, ф. 126, оп. 3, д. 50, л. 1-5). Интересно отметить, что согласно нормам местного адата родственники убитых наибов и сельских старост в виде «цены крови» (дията) получили в аренду из казны общинные пастбища опустевших селений.Некоторый успех борьба против кровной мести все-таки имела. Уже к началу 1865 г. при помощи российских властей в разных окру гах примирились до 60-90% давних кровников. В 1870-1910 гт. со кратилось число случаев кровомшения в Аварском и Казикумухском округах. В с. Кадар удалось примирить два тухума, враждовавших около 200 лет (Комаров: 1868, 44). В Кубачи и некоторых других селениях в пореформенное время не было зарегистрировано ни одного случая кровной мести (см.: Шиллинг: 1996а, 67).Благодаря усилению влияния ислама на горское общество обряд примирения (бет гермек)* в Дагестане и Чечне получил новую, более исдампированную окраску: добившись согласия тухума убитого на примирение, убийца (канлы) в сопровождении однотухумцев шел с повинной в дом своих врагов, надев на себя оружие — для совер шения над ним акта мести и саван — для собственного погребения. Глава тухума убитого снимал с канлы шашку, саван и папаху. Дибир читал первую суру Корана (Фатиха) (на севере Дагестана чтение со провождалось коллективной молитвой — зикром). Обряд завершался угощением, которое устраивали родственники убийцы. На юге На горного Дагестана для окончательного примирения кровники из раз ных тухумов нередко женили своих детей без уплаты калыма винов ной стороне. Обряд часто совершался у святилищ (зиярат) местных шейхов (полевой материал В.О.Бобровникова, собранный в 1997 г. в Махачкале и Рутульском районе РД; см. также: Рамазанов: 1990, 45; Мусаева: 1995, 158-159).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.