начиная от дороги в Гинух (авар. Гьинуб)
Х1унуб), начиная от дороги в Гинух (авар. Гьинуб) и реки Тлярада (авар. Льарада), до тех пор, пока он не вернет ее. За тем, кто отдал свое имение (акара-ху) в аренду (а1 ара) кому-либо, не принадлежащему к селению, — котел» (Дафтар Мача да//РФ ИИАЭ, ф. 5, on. 1, д. 1658, л. 10; пер. с араб. мой. — ВВ.).Часть мульков была передана в вакф сельским мечетям. Это озна чало, что их держатели согласно воле учредителей вакфов должны были отдавать часть урожая в джамаатную кассу на нужды мечети. Вакфные земли по предназначению получаемых с них доходов дели лись на три категории: обеспечивающие освещение мечети (авар. чирахь [чиракх]), проведение мусульманских праздников (авар, кьурбан [курбан]), удовлетворение прочих мечетных нужд (собственно вакф). Управлялись вакфы на основе норм шариата и регулярно перерас пределялись между жителями селения. Всего в Дагестанской области накануне революции 1917 г. было 13 702 десятины вакфов (Кавказ ское хозяйство: 1918, № 19-24, 14-15). Российские власти сохрани ли и упорядочили эту практику. По округам были составлены списки вакфов, которые перерегистрировались раз в три года. Последний раз такие списки составляли в марте 1915 г. (см., например: Хаза байан ал-мазари ал-маукуфат ли-масджид лжами хушдал: 1915 // Мечетная библиотека с. Хуштада).Частые в горах оползни и селевые потоки нередко меняли грани цы мульковых и вакуфных участков, как правило отмеченные при родными преградами и низкими каменными стенками. Во время поле вых работ горцы порой сами передвигали межевые камни, немного увеличивая свои участки за счет владений соседей. Это издавна вы зывало бесчисленные поземельные споры между членами одного или нескольких соседних джамаатов. В пореформенном Дагестане такие споры хорошо документированы благодаря архивам сельских словес ных и окружных народных судов, сохранившимся в частных и цен тральных государственных собраниях. Конфликты такого рода раз решались в сельских судах при посредничестве соседей и сельского старосты, хорошо знавших границы внутри своего джамаата. Недо вольные решением суда нередко подавали апелляции в окружные су ды (см., например: архивы М.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.