Исследователями его творчества было давно подмечено
Исследователями его творчества было давно подмечено, что тема общины выпадает из созданного им капитального труда «Закон и обычай на Кавказе» (Полянский: 1952; Агларов: 1988, 19).Тезис об архаичности общественного и правового устройства кав казских горцев разделяло большинство дореволюционных кавказо ведов. В частности, известный историк права Ф.И.Леонтович пола гал, что «в обычном праве кавказских горцев, в большинстве стоящих на низких ступенях общественного развития, сохранилось немало институтов глубокой старины, по своему происхождению и характеру принадлежащих к таким явлениям общественной культуры, которые на первых порах встречались в истории всех народов» (Леонтович: 1882, I, 4). Подобно К.Ф.Огалю и М.М.Ковалевскому, Леонтович был твердо уверен, что основой общественного строя современ ных ему горцев остается «родовая община». «Вольные общества» На горного Дагестана представлялись ему зародышем государствен ности.Исходя из сформулированных выше положений, историки, право веды и этнографы советовали правительству сохранить сельскую обшину-джамаат, поддержать адат, или «народное право», и создать в регионе условия, благоприятные для его постепенного перерожде ния в государственное право и возникновения у горцев гражданского сознания (Кондрашева: 1999, 208).Н.В.Ханыков, А.В.Комаров и другие первые исследователи даге станского адата видели в обычном праве силу, способную предотвра тить распространение шариата и основанного на нем «движения мю ридизма» (т.е. мусульманского повстанчества, связанного с суфийскими шейхами братства накшбандия) (Торнау, Казембек: ЦГИА РГ, ф. 416, оп. 3, д. 736, л. 6-7, 13; Рейнке: 1912, 6), представлявшего, по их мнению, наиболее серьезную опасность для российского владычест ва на Кавказе в XIX в. Эти идеи нашли понимание и поддержку у це лого ряда влиятельных российских военных первой половины XIX в. Горячим сторонником использования местного обычного права в рос сийских реформах был сам наместник Кавказский А.И.Барятинский. Он попытался ограничить влияние шариата на Северном Кавказе и последовательно поддерживал адат (Торнау, Казембек: ЦГИА РГ, ф. 416, оп. 3, д. 736, л. 7). Барятинский убедил правительство со хранить в Дагестане и других местах расселения кавказских горцев «народное право» (адат) и самоуправляющуюся общину поп контро лем властей, иначе говоря, создать военно-народное управление.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.