Идеологию реформ хорошо отразил А.Лома кин, офицер
Идеологию реформ хорошо отразил А.Лома кин, офицер, участвовавший в их осуществлении. По его словам, «русские, заняв Туркмению, оставили в принципе систему туземного судопроизводства нетронутою в силу того, что отправление правосу дия по русским законам у полудиких туркмен, степных разбойников, так резко отличавшихся от завоевателей своими обычаями, нравами и даже образом мышления, было бы совершенно невозможно» (Ломакин: 1994, 66).У туркмен и прочих среднеазиатских мусульман российские власти ввели народные суды, решавшие дела «на основании… обычаев», т.е. по адату и шариату, поставив их под контроль русских чиновников. Власть кади, в которых видели возможных зачинщиков мусульманско го повстанчества, ограничили, оставив за ними лишь роль консультан тов по шариату при народных судах (Национальная политика в импе раторской России: 1997, 400). В то же время среднеазиатских му сульман объединили в общины. Как и на Кавказе, это были два важ нейших направления российских судебно-административных реформ в регионе, закрепленных в «Положении об управлении Закаспийской областью» в редакциях 1874, 1882, 1884 и 1890 гт. Чуть позже эти принципы российской политики были сформулированы в «Положе нии об управлении Туркестанского края» (Свод законов Российской империи: 1912, кн. 1, т. 2, 427446).Основной податной и судебно-административной единицей в Сред ней Азии и Казахстане, как и в Дагестане, стала обшина. «Оседлое туземное население в каждом уезде разделяется на волости, а волос ти — на сельские общества. Сельское общество (аксакальство) состав ляется из одного или нескольких мелких, ближайших друг к другу се лений или выселков, хуторов, чеков и курганчей, имеющих общие хозяйственные выгоды по пользованию землей и оросительными ка налами (арыками)» («Положение об управлении Туркестанского края», § 73-74). Власть над обществом передавалась сельским старшинам (аксакалам). На три года их выбирали на сельских сходах местные жители и затем утверждал начальник уезда (там же, § 80, 82, 93-95). Подобные инслтггугы управления были созданы и у кочевников (там же, § 108, 110, 115; Национальная политика в императорской Рос сии: 1997, 389-393, 395). Как и на Северном Кавказе, в Средней Азии реформы создали совершенно новую общинную организацию, причем отличия ее от дореформенного мусульманского общества тут оказались еще значительнее.
Больше из этой рубрики
- КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ 13 января 2011 г. № 243-З
- Смена развития стратегии
- Pocket Option: платформа для торговли бинарными опционами для начинающих и профессионалов
- Центр дополнительного образования в УЦ ‘Техстандарт’: программы и преимущества обучения
- Оптовые прокси: как они могут помочь в масштабировании бизнеса
- Венки на похороны: значение, виды и правила выбора
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.