ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ


Краткая характеристика

НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Философия Нового времени– тип философии, представляющий совокупность философских учений периода становления капиталистических отношений в западноевропейских странах XVII-XIX веков н.э. Записаться в автошколу Стрела можно на сайте http://www.avtostrela.ru/. Водить – легко!

Основные черты философии нового времени:

1) время становления и оформления естественных наук (физика, химия, биология, математика и механика и др.), отпочковавшихся от философии;

2) время выработки общенаучных методов познания на основе обобщения и систематизации данных естественных наук (отсюда новые задачи и приоритеты в философии Нового времени, это – философия науки.);

3) в центре внимания философии – теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. «Частные» науки вскрывали законы природы, то философия вскрывала законы мышления, действующие во всех науках;

4) наряду с развитием чувственного, эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное, математическое . Как эмпирическое, так и рациональное познание ведут к развитию науки как целого, формируют ее характер и проецируются на складывающиеся основные направления философского мышления Нового времени – рационализмом и эмпиризмом (Бэкон, Декарт). В этих двух направлениях нашла свое отражение, идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, опирающегося на разум;

 

Направления и школы:

1. По национальному характеру:

- английская философия – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Дэвид Юм.

- немецкая классическая философия – Г. Лейбниц, И. Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, Людвиг Фейербах.

- философия французского просвещения – Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри.

2. В зависимости от рассматриваемых проблем:

- философия рационализма – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Дж. Беркли, Дэвид Юм.

- философия эмпиризма – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.

3. По основным направлениям философского знания:

- материалисты – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза.

- идеалисты – Дж. Беркли, Дэвид Юм, Г. Лейбниц, И. Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Гегель.

- – Р.Декарт.

 

Философия Просвещения (вторая половина XVII- XVIII):

1) не отмечена созданием фундаментальных учений и новых традиций, подобно эмпиризму и рационализму;

2) была ориентирована на пропаганду и распространения уже сформировавшихся философских знаний среди широких кругов образованных людей;

3) решала социальные вопросы, показала пути переустройства общества.

Возникнув в Англии, просветительское движение распространяется и во Франции, которая становится его центром.

Основные направления французского Просвещения:

1. Деизм (не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которого:

– отвергали идею личного Бога;

– не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);

– видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);

– отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

ПредставителиФрансуа-Мари Вольтер (Аруэ), Шарль-Луи Монтескье (де Секонда), Жан-Жак Руссо.

2. Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.

Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах.

Представители – Мелье, Жюльен Офре де Ламетри, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеции, Поль Анри Тири Гольбах.

3. Утопическо-социалистическое – к числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Этьенн-Габриэль Морелли, Бабеф, Роберт Оуэн – выдающийся английский социалист-утопист, Анри Сен-. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

 

НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в.

В немецкой философии XIX в. выделяют следующие основные направления:

1) немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);

2) материализм (середина и вторая половина XIX в.);

3) иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв.

Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

– Иммануила Канта (1724-1804);

– Иоганна Фихте (1762-1814);

– Фридриха Шеллинга (1775-1854);

– Георга Гегеля (1770-1831);

– Людвига Фейербаха (1804-1872).

Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:

1) философией Людвига Фейербаха;

2) марксистской философией;

3) творчеством вульгарных материалистов.

Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.

Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:

1) марксистская философия;

2) политэкономия (экономическое учение);

3) научный коммунизм (социально-политическая теория).

Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Карл Фохт, Бюхнер, Якоб Молешотт – смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии).

Метки текущей записи:
, , , , , ,
Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 109 | 0,245 сек
Память: 10.41MB