еще и пятнали честь их девушек и невест,
— В.Б.), еще и пятнали честь их девушек и невест, то жители Абсийах кента, чтобы оградить себя от ташгечивских неприятелей и особенно чтобы уберечь [своих] девушек, в 1686 году построили вокруг своего учреждения (тара) крепостную стену... По рассказам людей, даже после постройки лагеря (русской крепости XVIII в. —В.Б.) ташгечив ские качаки не обходили новую Кизляркалу. Говорят, Шамиль прихо дил с войском в Кизляркалу. Хамзатхан и Качак Осман (известные абреки начала XX в. —В.Б.) приходили сюда в 1908 году…» (Даге станские исторические сочинения: 1993, 219-220, 225).Рассмотренные выше элементы местной дореформенной культу ры — мужские союзы и культ воина-джигита — помогали небольшим общинам горцев выживать в условиях постоянных междоусобиц и за воеваний с севера и юга, сдерживали горское общество в обстановке жестокости и насилия от сползания в состояние анархии. Как и по всюду, в нем, конечно, были свои разбойники. Некоторые из них (например, аварский Хочбар, по преданиям живший в начале XVIII в.) даже стали героями народных песен и героических сказаний. Но, как показывают исследования историков и этнографов, профессиональ ный бандитизм оставался в этом обществе явлением антисоциальным, из ряда вон выходящим.ГЛАВА 2«Умиротворение» горцев и рождение профессионального разбояСоциальные потрясения и государственные реформы, пережитые горцами Северного Кавказа после окончательного покорения их Рос сией, вызвали глубокую трансформацию местного общества и его мировоззрения. В результате целого ряда перемен и как следствие — реакции на русское завоевание и сложилось современное абречест во.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.