е. перед правлениемШамиля.—В.Б.)» (Показания чанков
е. перед правлениемШамиля.—В.Б.)» (Показания чанков селений Телетль, Гонода, Ругуджа: 1959, 708).Уголовное право в большей части региона по-прежнему опиралось на адат. Как мы видели, несмотря на все усилия мусульманских юри стов, горцы вплоть до начала шамилевского движения упорно держа лись таких недопустимых по мусульманскому праву обычаев; как ишкиль. Лишь отдельные селения, такие, как Акуша и Цудахар, пере шли к шариатским уголовным нормам. С начала XVIII в. туг были уста новлены шариатские нормы отмщения (кисас); за воровство и пьянст во стали применяться телесные наказания (удуд), за прелюбодея ние — казнь через побивание камнями (раджм) (Комаров: 1868, 35; Мансурова: 1995, 109).Постановления о переходе к мусульманскому праву при решении тех или иных судебных дел выносили на сельских сходах. Сохранилось несколько десятков исторических записей (таварих) документов, по добных следующим.«…Поистине, обшины и жители селений конфедерации томураль-цев (джамаат ва ахали кура нахийат Тумурал)… согласились при менять благородный мусульманский шариат, а не обычное право (аш-шар аш-шариф ал-ахмадий ла ар-расм ал-1 алий) при выделении наследства и разделе его (фи тамйиз тарикат ва таксими-хум, ошибоч но вместо таксими-ха.—В.Б.) между мужчинами и женщинами… в день двадцать второго шабана 1122 года… от хиджры богоизбран ного Пророка, да благословит его Всевышний Аллах и приветствуем (1710 г.) (РФ ИИАЭ, ф. 14, № 583; см. также: Хрестоматия по исто рии права и государства Дагестана: 1999, I, 36; пер.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.