Двойные адресования внутри отдельной реплики
Но это только на скорый взгляд. Непреднамеренно, стихийно он работает по законам переходной поэтики, и это обязывает нас судить о стройности диалогических его конструкций в контексте этих именно законов. «Переходность» и была эстетической нормой: и нетвердость в «постановке» диалогизирутощего персонажа, и многоадресность реплики, и прочие «аномалии» в этом же духе – суть предвестия новой художественной формации. Сумароков демонтирует, разлаживает систему традиционных адресований и откликов. Мы уже говорили: его персонаж не всегда пребывает там, где находится, – он привязан к репличной семантике не накрепко, и легко смещается в сторону от нее. Порою семантика слова адресуется одному лицу, а фонетика его – другому (или всем). Либо так: Ильмена («Синав и Трувор») визуально диалогизирует с отцом, а в середине реплики адресуется к отсутствующему Синаву: «Почто ты мною, князь, толь тщетно страстен стал?..».
У Княжнина, в «Вадиме Новгородском», будучи повержен, заглавный герой восклицает:
Свершилось все теперь, рабами стали мы! Рабами?.. Нет… Вадим превыше сей напасти!
Сначала Вадим услышал в собственных устах слово «рабами», а затем умом «ухватил» его семантику. Опять-таки, не фонетику, а семантику «услышал» издалека княжнинский Рурик в словах Пренсста («Открылось все теперь»), сказанных сравнительно недавно «в сторону».
Вот еще двойные адресования внутри отдельной реплики. Артистона (героиня одноименной трагедии Сумарокова) обращается к наперснице Заниде и тут же адресуется к отсутствующему Дарию. Более того; здесь Же, в этой реплике, – апелляция к отсутствующему отцу («отче мой»), К «великому Киру». В границах реплики, обращенной к Артистоне, Дарий адресуется к «святой добродетели», Артистона же внутри реплики, обращенной к Дарию, апеллирует к «всевидцам».
В диалогике Сумарокова вполне возможна полемика с «другим» в момент контактного визуального общения с «этим» (Федима беседует I с наперсницей Мальмирой и тут же, заглазно вступает в поединок со своей соперницей Артистоной: «А ты, обманщица…» и т.д.).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.