Даже такие объективные авторы, как С.М.Броневский, считали, что горцы «приобретение корысти силой оружия вменяют себе за честь
Даже такие объективные авторы, как С.М.Броневский, считали, что горцы «приобретение корысти силой оружия вменяют себе за честь... яко драгоценный дар почитают вольность, которую употреб ляют часто во зло, делая набеги и грабежи против друг друга и в окруж ных странах» (Броневский: 1996, 28). По словам русских авторов эпохи Кавказской войны, характерная черта кавказских горцев — страсть к набегам, грабежу и убийствам, то, что в XIX в. стали назы вать особым термином хищничество (см., например: Движение гор цев: 1959, 137, 184, 228-229, 238, 255, 257, 278, 279, 281-284, 300, 307, 312, 313, далее passim; Покровский: 2000, 29).
Порой жалобы на горское хищничество исходили и из противопо ложного лагеря. Шамиль после своего пленения оправдывался в жес-токостях, допущенных им в годы Кавказской войны, виня в них раз бойничьи нравы горцев. «Я употреблял против горцев жестокие меры, — говорил он приставленному к нему полковнику А.И.Рунов скому в Калуге, —много людей было убито по моему приказанию… Бил я и шатоевцев, и андийцев, и тадбуртинцев (названия дагестан ских и чеченских „вольных обществ”, тадбуртинцы — аварское на звание чеберлоевиев в Южной Чечне (Ичкерии). — В.Б.); но бил я их не за преданность русским — Вы знаете, что тогда они ее еще не вы казывали, — а за их скверную натуру, склонную к грабительству и разбоям… И вы будете бить их за ту же склонность.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.