Адаты осетин
Адаты осетин, как и других кавказских горцев, записанные старыми путешественниками и бытописателями горцев и большею частью сохранявшиеся у них еще в то время, когда составлялись издаваемые нами сборники кавказских адатов 40—60-х годов, нередко целиком напоминают многие институты древнего германского или славянского права — институты, о каких говорят еще древние историки и бытописатели славян и германцев и какие сохранялись, например, в «Русской Правде», leges barbarorum и пр. Вообще нужно заметить, что, судя по всему складу и харакгеру общественной и правовой жизни кавказских горцев, как она воспроизводится в адатах, записанных в издаваемых нами сборниках, кавказских горцев следует причислять к типу народностей, стоящих по своему общественному развитию на переходной ступени от кочевого к оседло-общинному быту и удерживающих рядом с институтами, развившимися на почве позднейшей оседлой культуры многие остатки от первобытного хищнического быта кочевых родов и племен. Действительно, как показывает изучение адатов кавказских горцев, у них доселе не исчезли старые родовые формы и вместе с тем более или менее прочно утвердились и развились все типические явления быта оседлой, территориальной общины — «джамаата» кавказских горцев, резко отличающегося от их «тухума» (рода) и пр.
Кроме таких, повсеместно распространенных у кавказских горцев, институтов, как родовое кровомщение или хищничество, поддерживавшее между горцам и до новейших времен архаические воззрения на имущественные правонарушения (грабеж и воровство — племенная «доблесть» между горцами и пр.), исследователь встречает в адатах кавказских немало «переживаний» от древнейших эпох в истории горцев, когда у них господствовали в полной силе такие начала древнейшей культуры, как утробное родство (когнатство), матернитет или первобытные брачные формы, например, семейная полиандрия, религиозная и бытовая проституция и т. п.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.