.(?) (4) Построил эту мечеть Б-з-р (вар.: Б-з-ц) шамхал
.(?) (4) Построил эту мечеть Б-з-р (вар.: Б-з-ц) шамхал сын Т-з (?) с разрешения общества — ал-аскар (букв, „войска”.—В.Б.) для общества (ар-риджал) зерехгеранцев, когда оно перешло в ислам от неверия. Не будет на нем ни хараджа, [ни] подношений яйцами. (5) [Это было] по повелению эмира и его брата Бугдая — милость Аллаха над ним, — Сардар (?) Нугая (Нукъай), Малиджа, Ахмада, Ш-м-ш-д-г (?), Йусуфа и с разрешения кади Карима сына Мухаммеда. Не будет на нем (т.е. обществе, в тексте „на них”. —В.Б.) хараджа [впредь] никогда. (6) Написал это Хаджжи Умар при свидетельстве Али Л-г-ча и хатиба Идриса. Это (?) общество (ар-риджал) и Назли (?) (7) дочь Идриса в присутствии [других] мусульман выделили мульк вместе с собой [и] Хаджжи Умару».Приведенные выше арабские исторические и строительные надписи являются первыми памятниками обычного права, отмеченными на тер ритории Северо-Восточного Кавказа. Terminus post quern для первых правовых актов, известных в Нагорном Дагестане, можно отодвинуть до XII—XIII вв., если принять во внимание устное предание, связанное с одной раннесредневековой строительной надписью из с. Ахты*.* Я признателен А.Р.Шихсаилову, обратившему мое внимание на ахтынское пре дание.От нее сохранились только начало: «Крепость построил (кал1 амила) Ш-л-р-х…» и схематический рисунок креста с подковой (Лавров: 1966, ч. 1, 95; фото надписи см.: Шихсаидов, 1984, 417). Большая часть поверхности данной плиты, на которой, возможно, находился конец надписи, сколота. Местные жители уверяли А.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.