Традиции английских романтиков
Традиции просветителей не были обойдены вовсе. Как и для драматургического метода, для театральной эстетики Шоу они имели существенное значение. Не только самые общие идейно-эстетические положения просветителей – апелляция к разуму, утверждение примата гражданственности над проявлением личных человеческих переживаний. В отличие от просветителей Шоу не противополагал категорически разум и чувства: разум был для него скорее не антагонистом чувств, а бесконечным источником эмоций, разумеется, высокогражданственных, подчиненных разуму, рожденных им, на чем мы еще остановимся далее.
Обостренному до предела разуму на рубеже XIX и XX веков предстояло проделать гигантскую очистительную работу, причем в самой разрушительной силе ее заключались освобождение и созидание. Апелляция театрального творчества к разуму не требовала строго регламентированных норм актерского поведения на сцене, чуждалась художественных схем и догм, но жаждала опоры на новаторское актерское и зрительское самочувствие – определенное психологическое состояние как исполнителя, так и «потребителя» искусства. Новый «парадокс актера» формирующегося реалистического интеллектуального театра вступал одновременно и в перекличку, и в полемику с «парадоксом актера», изложенным Дидро. Для театральной эстетики Шоу приобрели большее значение некоторые частные теоретические положения просветителей, находящие подтверждение в их практике, например мысли создателя «комического эпоса в прозе» Филдинга о своеобразной «героической комедийности», рождающейся на стыке героики и сатиры. Не знаете чем заняться? Откройте чат с девушками – они скрасят ваш досуг.
И традиции английских романтиков были учтены Шоу в эстетике его театра. «Что такое романтизм? Не знаю, хотя в молодости я находился во власти его чар»,- шутливо писал С В. Б. в рецензии на «Лорензаччо» Мюссе в 1897 году. В чрезмерно развитой фантазии романтиков, в их неизменном желании создать воображаемое прошлое, воображаемый героизм, воображаемую поэтичность он видел «попытку ускользнуть от реальной жизни, которая кажется пустой.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.