Так, спор из-за пастбища меж ду харачоевцами (чеченское

03.06.2013 Автор: Рубрика: Без рубрики»

Так, из-за пастбища меж ду харачоевцами (чеченское «вольное общество») и андийцами был решен им с учетом адатного «соглашения», записанного на камне в XVII или XVIII в. и хранившегося в с. Харачой под Ведено (Попов: 1868, 7; Лавров: 1968, ч. 2, 83, 154).Любопытный поземельный адат, принятый на сельском сходе и одобренный Шамилем, сохранился в уже не раз упоминавшемся выше мечетном Коране середины XVIII в. в с. Хуштада. Интересно отметить, что в отличие от предыдущих записей адата в той же книге здесь впер вые появляется печать муфтия, поставленного Шамилем судить в Баг-вал инском наибстве (вилайат Багу пап), в которое вошли Хуштада и другие джамааты багулал. Этот памятник был обнаружен, переведен и дважды опубликован дагестанским историком Т.М.Айтберовым:«Жители селения Хуштада (авар, хушдап) с разрешения имама Ша миля (Шамуил) согласились: разделить между собой харим, который находится на берегу реки*. Раздел этот производят они на условии, что участок, полученный после раздела харима, никогда не будет продаваться ими кому бы то ни было из числа лиц, проживающих за пределами селения Хуштада. Жители селения Хуштада согласились также: толстое (гализ) наследство должно будет уйти из рук человека, который долю свою от названного здесь харима продаст кому-либо, проживающему за пределами селения Хуштада, в каком бы то ни бы ло количестве. С этим согласились опытные и…** люди. Записал это кади Хасан Хуштадинский сын Салмана. 1273 год (1856-57 г.)» (Хре стоматия по истории и государства Дагестана: 1999, I, 108-109; см. также: Рукописная и печатная книга: 1991, 157, 158).«Жители селения Хуштада (авар, хушдап) с разрешения имама Ша миля (Шамуил) согласились: разделить между собой харим, который находится на берегу реки*. Раздел этот производят они на условии, что участок, полученный после раздела харима, никогда не будет продаваться ими кому бы то ни было из числа лиц, проживающих за пределами селения Хуштада. Жители селения Хуштада согласились также: толстое (гализ) наследство должно будет уйти из рук человека, который долю свою от названного здесь харима продаст кому-либо, проживающему за пределами селения Хуштада, в каком бы то ни бы ло количестве. С этим согласились опытные и…** люди. Записал это кади Хасан Хуштадинский сын Салмана. 1273 год (1856-57 г.)» (Хре стоматия по истории и государства Дагестана: 1999, I, 108-109; см. также: Рукописная и печатная книга: 1991, 157, 158).

  •  
Автор статьи:
написал 5903 статьи.
Комментарии:

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.