Сохранилось немало специальных постановлений сельских
Сохранилось немало специальных постановлений сельских сходов на этот счет. Например:«[Члены] Акушинской общины пришли к соглашению между собой и постановили, скрепив это клятвой, что будут следовать шариату, обычному праву и постановлениям своих кади и муэдзина (йакуну 1ала аш-шариа ва-р-расм ва ала хукм кали-хим ва муаззини-хим). С того же, кто отделится от них и будет поступать вопреки их [закону] (фа-ман инфарала ва халафа мин-хум), [брать] быка за это правона рушение (ди-л-джурм)... Это соглашение (вад) записано в 1162 голу (1748-49 г.)» (Хрестоматия по истории права и государства Дагеста на: 1999,1, 47; пер. с араб. мой. — В.Б.).Отметим также один любопытный арабский документ, переписан ный в даргинском селении Усиша в XIX в. и восходящий, вероятно, к XVIII столетию. Он устанавливает большую пеню для каждого уси-шинца, осмелившегося опротестовать решение местного суда у кади крупного соседнего аула Акуша:«…Договорился джамаат резать быка того, кто отправился в Аку ша после того, как его дело было решено в Усиша по шариату или адату, бытующему в этом селении… Я переписал это со старой запи си в реставрированной рукописи, дата которой не указана. В добав лении к рукописи в конце стоит дата 1270 год хиджры (1853 г.). А я — идущий по пути Аллаха Мухаммед» (Из истории права: 1968, 234, 236).4Правовая реформа Шамиля: правда и вымыслыСовременное состояние обычного права и формы правового плю рализма в Нагорном Дагестане в значительной мере были предопре делены административно-судебными преобразованиями, проведенными в первой половине XIX в.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.