Согласно § 27-28 «Положения» 1860 г., у мусульман
Согласно § 27-28 «Положения» 1860 г., у мусульман области «су допроизводство отправляется по адату и шариату и по особым прави лам, постепенно составляемым, на основании опыта и развивающейся в них потребности (т.е. тот же адат, но измененный сообразно нуж дам правительства. —В.Б.)» (АКАК: 1904, XII, 435). Адату остались подсудны дела по мелким уголовным правонарушениям, включая ра нения, ссоры и драки, иски по оскорблению девушек и женщин, слу чаи воровства, поджогов и порчи имущества, а также поземельные и хозяйственные споры (§ 45-47 // там же, 436). По шафиитскому (а у шиитов на юге области — по джафаритскому) толку фикха долж ны были разбирать гражданские иски, включая случаи раздоров меж ду мужем и женой, родителями и детьми, бракоразводные процессы, споры по завещаниям (васийа) и мечетной собственности (вакф) (Комаров: 1868, 13).«Положение» 1868 г. превратило джамаат в бессословную общи ну (сельское общество). Власти попытались сгладить различия между общинниками, рабами, окончательно освобожденными в 1867-1868 гг., ханами и беками. В сельскую обшину допускались лишь свободные общинники (уздени) и уравненные с ними в правах бывшие рабы и их потомки, принадлежащие к одному или нескольким селениям и хуто рам, составляющим джамаат. Чтобы войти в сельское общество, беки и домашние слуги подавали прошение местному окружному начальст ву (гл. 1, ст. 2 // Проект положения о сельских обществах: 1898, 1).
I ЧИТАЛЬНЫЙ i SA.J1
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.