Смыть это бесчестье можно было лишь кровью тухума
Смыть это бесчестье можно было лишь кровью тухума обидчика (авар, бидул х/акъ босизе — букв, «взять долг за кровь»), либо действуя до полного физического истреб ления клана виновного (в основном в случае изнасилования), либо совершая однократный акт мести, как бы пресекая насилие — на силием.Мстить старались именно убийце. Если не удавалось, убивали ко го-либо из его близких родственников, но только в исключительных случаях — общественное мнение не поощряло такие действия.Обязанность кровомшения лежала прежде всего на родных братьях пострадавшего или убитого. В арабоязычных сводах адата для обо значения этих лиц существовал специальный термин — «держатель крови» (араб, сахиб ад-дам) (Хрестоматия по истории права и государ ства Дагестана: 1999, I, 49-51). Если не было брата, мстить должны были ближайшие родственники по отцовской линии. При отсутствии таковых — члены тухума, к которому принадлежал убитый. Однако на практике последнее правило, хотя и возможное чисто теоретиче ски, обычно не применялось. Если при встрече с убийцей член рода не совершал акта кровной мести, общественное мнение всей общины резко осуждало его. Отмечены случаи, когда вдова убитого внушала сыну с малолетства как святую обязанность отомстить за отца. И мно го лет спустя акт мести совершался {Чурсин: 1995, 18). Аварцы даже сложили балладу о сестре-героине, поехавшей в далекую Хевсуретию (Грузия), чтобы отомстить за убитого в набеге брата (Героические песни: 1971, 113).Очутившиеся на Кавказе путешественники XVIII — начала XX в., пленясь местной экзотикой, нередко сгущали краски, описывая кро-вомшение. В сборнике адатов, составленном в 1845 г. войсковым старшиной Черноморского казачьего войска А.А.Кучеровым, отмеча лось: «Мщение у горцев развито в высшей степени… Отец семейства рассказывает уже детям своим — отрокам о мщении как о высшей добродетели, которую он внушает им выполнять непременно, а сии впоследствии внушают оное своим детям, и таким образом переходит оное мщение из рода в род, отчего получивший обиду изыскивает все средства, позволительные и непозволительные, отмстить достойно обидевшему его. На сем-то основано у них правило, что кровь отве чает кровью, или, как они выражаются, „кровь за кровь”, то есть что убийца непременно должен быть сам убит» (Деонтович: 1882, I, 140). Сильно драматизировал ситуацию и А.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.