С незапамятных времен (так выражаются черкесы) ведется у всех вообще черкесов обыкновение дарить что-либо своему гостю
Князь режет для сего хороших молодых коров и баранов и чем лучше будет кормить, тем более привлечет к себе народ: он прилежнее работает, остается вполне доволен и охотно идет вновь на работу по приглашению его; если же народ встретит недостаток в продовольствии или нехорошего качества будет оное, то работает лениво, нередко прежде времени оставляет работу и в другой раз не идет уже на оную, а князь понудить его к сему властью не имеет права. Работы сии продолжаются день, два и всегда не более трех, а когда встретится еще надобность, то народ приглашается вновь. Первостепенные и низшие дворяне также имеют право приглашать простой свободный народ на таковых же совершенно правилах, но только того аула, в котором дворяне имеют свое жительство; из других же аулов и из того, где живет князь, хотя бы в оном дворяне и имели свое жительство, делать такого приглашения они не могут.
§ 18. С незапамятных времен (так выражаются черкесы) ведется у всех вообще черкесов обыкновение дарить что-либо своему гостю и угощать его чем только может хозяин и имеет лучшего. Подарки сии всегда делаются лучшими вещами и животными, как то: оружием, луком, колчаном со стрелами и панцирем, богатым одеянием, конской сбруей, богато украшенной серебряным набором, с золотою насечкой и под чернью (что они отделывают довольно превосходно и с особенным свойственным им вкусом), хорошими лошадьми и буйволами; дарят даже быков с арбами, коров и овец, что делают более низшие дворяне и простой народ. Сие преимущество делается таким гостям, которые приезжают из других племен и дальних аулов; одного же племени черкесы хотя и бывают в гостях один у другого, но без особенных подарков. Обыкновенно один знакомый приезжает к другому с несколькими своими знакомыми, гостит дней шесть и более, и хозяин обязан угощать наравне со своим приятелем и всех с ним приехавших, а старшему из них подарить что-либо. Гостеприимство сего рода и этикеты оного наиболее и в точности соблюдаются между князьями, первостепенными и прочими дворянами. Гость их имеет даже право требовать себе у хозяина понравившуюся ему лошадь или какую-либо вещь, и хозяин в сем требовании его не может ему отказывать, иначе отказ считается обидою и порождает между ними неудовольствие, вражду, непримиримую злобу и, наконец, мщение, которое нередко оканчивается убийством кого-либо из них или из родственников их.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.