Русская философия 11 – начала 20 веков.
Тема: Русская философия 11 – начала 20 веков.
Вопросы:
- Этапы становления русской философии.
- Характеристика развития русской философский мысли в 11 – 19 веках.
- Русская религиозная философия второй половины 19 века.
- Русский космизм. Основные идеи и принципы.
Вопрос №1
Этапы становления:
- Древнерусская мысль (10 -17 века).
- Русская философия (17-18 век).
- Формирование национального философствования (первая половина 19 века). Характеризуется следующими направлениями: А.) Чаадаев. Б.) славянофилы. В.) Западники. Г.) материалисты и позитивисты. Д.) Великая русская литература как русская философия (Достоевский, Толстой). Е.) Русский идеализм.
- Русская религиозная философия (второй половины 19 – начало 20 века). Представители: Владимир Соловьев, Сергей Трубецкой, Клнстантин Леонтьев.
-
Русская философия «Серебряного века» (1900 – 1910 года). Данный этап сформировал 3 направления: русский марксизм (Плеханов и Ленин), русский философский ренессанс рубежа 19 – 20 веков (Дмитрий Мелешковский, Лев Шестов, Семен Франк, Павел Флоренский), русский космизм (Владимир Вернадский, Цалковский Константин)
Вопрос № 2
Формирование русской философской традиции начинается с 4 века нашей эры и оформляется в сказаниях каппадокийцев. В данной традиции особое место занимают философские изыскания Назианзина. Данный мыслитель занимался преодолением противоречий, существующих между Ветхим и Новым заветом Библии. Назианзин утверждал, что все несоответствия и разночтения Библии отражают различные слои бытия. Он выделяет:
- Бытие действительно не существующее, но выразимое в языке.
- То, что не передаваемо словом, но существует реально.
- Бытие и несуществующее одинаково невыразимо.
- То, что существует в действительности, и то, что можно выразить словом.
Кириломефодийская традиция. Сближение философии с моралью. Философия мыслилась как указывающее путь к истине, и которое возвышало человека до уровня Бога.
Флорилегии – «сборники афоризмов».
Философия русского просвещения. Началось данное направление с трудов протопопа Авахуума. Данное направление предполагало смещение акцента богословия на риторику и философию.
Семен Полоцкий – сторонник развития идей богословия. По его мысли слово божье приравнивалось к первоэлементу знаний. Отсюда следовало, что постижение Бога происходит не только через откровения, но и посредством науки.
Феофан Прокопович. Данный мыслитель обосновывал идеи примата государства над церковью, где верховная власть должна принадлежать только светскому властелину. Был советником Петра 1.
Формирование национального философствования. Петр Яковлевич Чаадаев. Критикует порядки в экономике, политике и культуре, выдвигает идеи социально – экономического реформирования по западному образцу. В результате чего Россия должна была усвоить европейский образ мысли, как в науке, так и политике. Он отрицал революционные методы разрешения социальных проблем. Средством социальных преобразований должна выступать наука. В результате активного чтения трудов Чаадаева образовались западники.
Славянофилы. Основные идеи:
- Утверждение самобытности России, и ее общественного уклада.
- Обоснование особой мировой миссии России. Данная установка воплощается у славянофилов в понятии соборности. Соборность выступает как всеобщий принцип бытия и социальной организации, а так же как принцип утверждавший доминирование внутренней свободы человека, по отношению к внешней (живознание). Живознание – есть познание Бога не через рассудок, а через цельность духа.
Вопрос №3
Данный период в развитии русской философии характеризовался философией всеединства. Основным представителем был Владимир Соловьев.
Всеединство – есть идеальное, преображенное состояние мира и человека, как божественной триады. Основанием такого понимания всеединства является антологическая реальность Бога, которая предшествует нашему несовершенному миру, и гарантирует воплощение идеального божественного состояния. В результате чего соловьев вводит понятие богочеловечества. Богочеловечество – есть единственно возможная модель существования человека и человечества в историческом времени. Богочеловек, по мысли Соловьева, представляет собой соединение Логоса и Софии, то есть личностное выражение всеединства.
Божественная благодать (София). София – это четвертая ипостась, которая не обладает собственным бытием, а создается волей и любовью триединой, ипостасной, божественной сущностью. София рассматривается как посредник между Богом и тварным миром. Именно поэтому она едина и множественна одновременно. То есть несет в себе одновременно божественную и человеческую природу. На множественность Софии действует сила всеединства, где Логос действующее активное начало. В результате чего:
- Основой бытия являются множественные элементы.
- Динамические силы, обладающие внутренней энергией.
- Существа, обладающие субъективной идеей.
Эти три компонента образуют материю божества, или богочеловечества.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.