Р.Шихсаидова, что здесь находился текст договора жителей
Р.Шихсаидова, что здесь находился текст договора жителей верхней, левобережной части селения с переселенцами, обосновавшимися на низком, правом берегу р. Ахты-чай, с указанием повинностей (харадж?), которые по следние обязаны были нести в пользу первых, предоставивших им земли для поселения. Далее предание рассказывает, что как-то ночью правобережные жители Ахты прокрались к надписи, закрыли камень войлоком, чтобы не шуметь, и сбили текст договора (Рамазанов, Ших саидов: 1964).Доказательств подлинности этого предания у нас нет, но следует отметить, что подобные случаи уничтожения камней с договорами и повинностями известны в разных районах Дагестана и Чечни (см., например: Лавров: 1968, ч. 2, 83). Во время полевой работы в На горном Дагестане я сам не раз слышал подобные истории и сталки вался со случаями порчи эпиграфических памятников с целью унич тожения текстов договоров и повинностей, в частности в селениях Кванада и Рутул. Поэтому мне кажется, что ахтынское историческое предание, несомненно, свидетельствует о том, что записи правовых актов и попытки их уничтожения случались в Нагорном Дагестане уже в раннем средневековье.Худуцкий и курахский документы сообщают о взаимоотношениях между членами обшины и об урегулировании вопросов о границах общинных владений по обычному праву. Возможно, того же касалась надпись из Ахты. В записи из Худуца также говорится о правилах урегулирования кровной мести при помощи композиций (дият), т.е. об уголовном праве согласно местному адату.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.