Куначество
- Куначество. В прежние времена, когда междоусобные войны раздирали
маленькие черкесские княжества, каждый черкес, вступив в границы земель чужого
владения, был считаем как неприятель и иностранец, т. е. подвергался опасности
быть убитым, ограбленным или проданным, как невольник, куда-нибудь на Восток.
Чтобы не подвергаться этому, он должен был иметь в чужом обществе влиятельно-
го кунака, т. е. покровителя, на которого в случае надобности мог бы положиться.
И потому куначество было весьма важным обычаем, между всеми горцами, а в осо-
бенности между черкесами. Покровитель (кунак) и прибегший под его защиту
черкес были тесно связаны между собой, и никто не мог обидеть клиента, не под-
вергаясь неизбежному мщению кунака. В настоящее время, когда черкесы, видимо,
стремятся к единству и стараются устроить у себя центральную власть, когда вместе
с этим внутренние раздоры, видимо, ослабели, черкес не подвергается уже прежней
опасности, он везде у соседей как дома. Но, следуя древнему обычаю, он все-таки
не может обойтись без кунака, который бы мог его выручить в случае ссоры, драки,
убийства или воровства. Кунаком в горах, разумеется, может быть только князь или
владетельный дворянин, которого имя и влияние имеют вес в горах.
Каждый иностранец, без различия его происхождения и веры, имеющий влиятельного кунака в одном из горских обществ, совершенно защищен в этом обществе. Таким образом, все иностранцы, посещавшие секретно горские племена, живущие по берегу Черного моря, отправляясь из Турции, должны были иметь рекомендации на имя шапсугских и натухайских владетельных князей, которые делались их кунаками, т. е. принимали их под свое покровительство. Одни русские изъяты у черкесов из этого права: ни один князь не может быть кунаком русского. Отчуждение это началось еще в начале XIX столетия и постепенно развивалось до 1840 года, когда новое учение (мюридизм) до высшей степени развило у черкесов ненависть к русским. Ищете себе институт тогда посмотрите тут – обучение в Минске. С этого времени каждый русский в глазах черкеса есть «зе-пии», т. е. находится под кровомщением: черкес считает для себя заслугой, когда может тайно или открыто убить русского. Русский дезертир, несмотря на все обещания хозяина, никогда не может быть уверен, что его хозяин сам не продаст его в неволю или за ничтожную плату не выдаст дезертира обратно русским. Черкес, добросовестно исполняя обещание, данное черкесу, считает ни во что нарушить слово, данное русскому. С некоторого времени, впрочем, дело стало изменяться — на народных собраниях черкесов решено беглых русских считать вольными людьми, хотя корыстолюбие берет верх и всегда можно найти людей, которые украдут и выведут из гор беглеца.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.