Кумух, городах Грозном и Темир-Хан-Шура Услар открыл
Кумух, городах Грозном и Темир-Хан-Шура Услар открыл первые светские школы для горцев-мусульман. Его проект национально-язы ковой реформы для кавказских горцев не получил поддержки пра вительства. Однако идеи, выраженные в трудах Уел ара (большинство их было посмертно опубликовано академиком Шифнером), оказали огромное влияние на российскую этнографию XIX-XX вв.В области этнографии и особенно изучения обычного права нема лый вклад внес начальник военно-народного управления (1865-1883) генерал от инфантерии А.В.Комаров. За время своей долгой службы на Северном Кавказе он собрал обширные материалы по этнографии Дагестана (Энциклопедический словарь: 1895, XV, 815-816). Наибо лее известные из его сочинений — «Адаты и судопроизводство по ним» (Комаров: 1868) и «Народонаселение Дагестанской области» (Кома ров: 1876). В отличие от Услара Комаров и большинство других рос сийских военных, занимавшихся этнографией Дагестана, испытали немалое влияние «романтической школы» русской этнографии кон ца XVIII — начала XIX в. Ключевыми понятиями этой школы были «поземельная (или родовая) община», «вольные общества» и «народное право».Полковник И.Гербер, академик Г.А.Гильденштедт, С.М.Броневский, К.Ф.Сталь и другие российские путешественники и ученые конца XVIII — XIX в. верно подметили целый ряд особенностей горского общества. Они с удивлением обнаружили, что при крайней неразви тости полицейско-принудительного аппарата горцы умудрялись под держивать законность и стабильность общественной жизни в своих селениях (Гербер: 1958, 75, 112). Были отмечены слабость бекского сословия и отсутствие крупных ханств в Нагорном Дагестане и Чеч не, огромная роль тухумов, локальность адата, ограниченного преде лами одного или группы селений (см.: Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов: 1992, 222).Полковник И.Гербер, академик Г.А.Гильденштедт, С.М.Броневский, К.Ф.Сталь и другие российские путешественники и ученые конца XVIII — XIX в. верно подметили целый ряд особенностей горского общества. Они с удивлением обнаружили, что при крайней неразви тости полицейско-принудительного аппарата горцы умудрялись под держивать законность и стабильность общественной жизни в своих селениях (Гербер: 1958, 75, 112). Были отмечены слабость бекского сословия и отсутствие крупных ханств в Нагорном Дагестане и Чеч не, огромная роль тухумов, локальность адата, ограниченного преде лами одного или группы селений (см.: Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов: 1992, 222).
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.