КСР 2. Тема 4. Семейное право Рима. Ответы
XXXXXXXXX Дмитрий
ЮФ, 2 курс, 4 группа
КСР 2. Тема 4. Семейное право Рима
- Понятие семейного права status familiae
- Агнатическое и кагнатическое родство, степени и линии родства
- Строение римской семьи: лица sui iuris, alieni iuris
-
Patria potestas, личные и имущественные отношения в семье
- Виды римского брака, условия заключения брака, личные и имущественные отношения супругов, dos, donation, расторжение брака
- Виды римского брака, условия заключения брака, личные и имущественные отношения супругов, dos, donation, расторжение брака
- Опека и попечительство
№ 1
Древнейшей формой семейной общности в условиях родового строя была familia qentilicia, включающая в свой состав членов одного и того же рода (qens), которые выводили свое происхождение от общего мужского предка (pater qentis) и носили общее родовое имя (nomen qentilicium). Первоначально существовали только патрицианские роды, позже появились и плебейские.
С распадом родовых связей утверждается семейная общность. Консорциум составляли все лица, объединенные агнатической связью (а также и боковые агнаты), то есть те, которые стояли бы под общей отеческой властью, если бы общий домовладыка был еще жив. После смерти главы семейства домовладыками становились все его ближайшие родственники мужского пола по нисходящей линии. Являясь друг другу братьями, новью домовладыки осуществляли коллегиальное управление consortium всем комплексом лиц и имущества при сохранении единства potestas семейной власти.
Наряду с большими агнатическими семьями, возглавляемыми коллегиями домовладык, появляются (на основе их распада естественным путем) малые патриархальные семьи (familia proprio iuris), которые утверждаются ко II в. до н. э. в качестве основной формы патриархальной семьи. Это и была собственно римская семья, во главе которой стоял pater familias (отец семейства), в то время как другие члены семьи находились под его властью (лица alieni iuris). Лица, связанные совместным состоянием под властью домовладыки, считались агнатами. В древнем римском праве юридическое значение имеет исключительно этот агнатический родственный союз.
В системе римского частного права особое место занимает совокупность правовых положений, регулирующих отношения в римской семье и известных под названием «семейное право». Не будучи самостоятельной отраслью права, римское семейное право представляло собой особую ветвь римского частного права, имеющую своим предметом: отношения между мужем и женой (брачное право), отношения между отцом и находящимися под patria potestas детьми (отцовское право), а также отношения между опекуном (tutor) или попечителем (curator) и их подопечными (pupilli) – опекунское и попечительское право.
№2
Агнатами признавались лица, которые были подчинены власти одного и того же домовладыки в прошлом или были бы подчинены этой власти, если бы этому не воспрепятствовала смерть pater familias.
Агнатические родственники делились на три группы: одну группу ближайших родственников и две группы более отдаленных агнатов, которые когда-то были и которые хотя бы могли быть членами данного семейного объединения или находиться под этой patria potestas, если бы прежний pater familias был еще жив при их вступлении в семью.
Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias. Эта власть простиралась на жену домовладыки, его детей и их потомство, других родственников, кабальных (например, живущих в семье на основе долгового рабства), домашних рабов (domenica potestas), а также на все имущество (землю, средства производства, продукты труда и др.). Patria potestas была пожизненной и почти неограниченной, ничем не отличающейся, особенно в древнейшие времена, от власти над рабами.
Постепенно, с развитием и индивидуализацией частной собственности, возрастающим значением ius qentium, расширением личных и имущественных прав подвластных членов семьи, с преобладанием брака без мужней власти и новым порядком наследования, получает развитие когнатическая семья,
которая основывалась прежде всего на кровном родстве, базирующемся на общности происхождения.
Римляне знали два вида когнатской семьи: семью в узком и семью в широком смысле.
Когнатическая семья в узком смысле представляла собой союз кровных родственников, живущих в одном домашнем хозяйстве. В состав семьи, как правило, входили pater familias с женой, детьми и присоединенными лицами. Власть pater familias здесь уже не была ни пожизненной, ни отграниченной. Она сводилась к праву «ad modicam castiqationem» (благоразумного наказания) и к праву отца семейства требовать от alieni iuris (подвластных) почитания, а при необходимости – и издержек. Обязанностью же его было воспитание и содержание детей и других членов семьи.
Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом семейного союза, а представляла собой общность родственников, которые происходили от общего предка и между которыми, в силу данного обстоятельства, могли условно устанавливаться определенные права и обязанности, связанные в основном с несением издержек и наследованием.
Близость родства определялась по степеням, последние – числом рождений (генераций). В поримские времена это было воспринято в формулировке: quot generationes, tot gradus (сколько рождений, столько степеней). Если одно лицо происходило от другого (например, сын и отец), то вычиталось рождение этого другого. Если вычисляется происхождение от (ближайшего) общего предка, то не учитывается его рождение. Таким образом, например, родители и дети были родственниками в первой степени, братья и сестры во второй, а дядя и племянник – в третьей. В определенных пределах родство ограничивалось законом до шестой степени, а с седьмой – принимались во внимание только sobrino nati (правнуки по отношению ко внукам их братьев и сестер, т. е. правнуков, прадедов). Юстиниан отверг эти ограничения.
Различались линии: прямая (linea recta) и косвенная (linea transversa). К первой относились нисходящие (descendentes), например, сын, внук, правнук и т. д., а также восходящие (ascendentes), например, отец, дед, прадед и т. д. В связи с этим употребляются также названия: linea superior и linea inferior (линия высшая и низшая). К линии косвенной относились дядя и тетя, двоюродный брат, двоюродная сестра и т. д.
В семейном праве известное значение имело родство по свойству (affmitas), или отношение между супругом и когнатическими родственниками другого супруга. Существовало affmitas столько, сколько и супружество. Близость родства по свойству исчислялось по тем же правилам, как и близость когнатического родства. Свойство имело малое правовое значение главным образом как препятствие ко вступлению в брак, а также при наследовании.
№ 3
Основным отличием римских граждан в отношении их правового положения в семье, было деление на лиц sui iuris (лица со своим правом ) и лиц alieni iuris (лица с чужим правом). Уже по Законам 12 таблиц лицами sui iuris считались лица мужского и женского пола, имеющие статус свободы и статус
На тех же самых началах стало возникать во времена императора Константина имущество, приобретенное сыновьями на гражданской службе (peculium quasicastrense). Никаких прав на такое имущество pater famiiias не имел.
Любое приобретение ребенка семьи автоматически становилось имуществом pater famiiias.
Недействительны были распоряжения именем paterfamilias, сделанные детьми семейства. В поздней республике допускались, однако, неформальные акты в рамках peculium либо с согласия отца семейства; из формальных действий -только manumissio vindicta.
Недействительны были дарения pater famiiias в пользу детей семейства. Со времен позднеклассических допускались, однако, различные случаи конвалидации (например, в случае смерти отца без отмены дарения).
№4
Семья образуется посредством брака. В римском праве существовало единое понятие брака, вне зависимости прежде всего от эвентуальной власти мужа над женой (manus). Брак
(matrimonium, nuptiae) был моногамной связью мужчины и женщины, основанной на устойчивой общности жизни, с отвечающим ей прочным намерением сторон (affectio maritalis). Прочность намерения означала, что оно должно существовать во все времена брака, а не только в минуту его заключения.
Заключение брака было актом чисто приватным, без участия представителей власти или священнослужителей, и даже без регистрации. Как заключение, так и расторжение брака не толковались как правовые действия. В связи с этим не было контроля требований действительности matrimonium при его заключении, а также не требовалось определенной формы самого акта заключения. Не было иска, устанавливающего существование брака, и тем более – иска об осуществлении совместной жизни. Суд занимался вопросом о действительности брака лишь как вопросом преюдициальным при разрешении притязаний (например, алиментных), для которых важно было существование брака. Развод мог наступить в любую минуту, в зависимости от волеизъявления какой-либо стороны. Причины развода не оказывали правового воздействия на его действительность.
Отличительной чертой римского брака был его гуманитарный характер. Во-первых, об этом свидетельствует свободное заключение (а именно, посредством одного неформального consensus), а также свободное расторжение брака согласно правилу: libera esse debent matrimonia (браки должны быть свободны). В особенности практическое значение это приобрело с исчезновением conventio in manum. С другой стороны, такой характер брака вызывал определенные невыгодные общественные последствия, в их числе малую деторождаемость, что особенно опасно во времена, когда существует низкий уровень гигиены и слабое развитие медицины.
К основным требованиям, прежде всего относились половая зрелость и психическое здоровье. Из брачных отношений исключались кастраты, но не spadones (импотенты природные). Ни одна из сторон не могла оставаться в ином брачном союзе. В классическом праве заключение второго брака было равнозначно расторжению первого, что исключало двоеженство. В постклассическом же праве санкцией были: недействительность второго брака и наказание за двоеженство.
Специфическим для римского права требованием была conubium, или способность заключения брака данным лицом с другим. Речь идет здесь о status и отсутствии близкого родства.
Ввиду отсутствия conubium не могли заключать браки рабы. Что же касается вольноотпущенников, то они могли вступать в брачные отношения как между собой , так и со свободнорожденными, хотя, вероятно, это право получили только со временем. Conubium имели римские граждане и Latini prisci, а остальные Latini и перегрины – только в случае индивидуального наделения их ius conubii. Кроме того, их браки были недействительны с позиции ius civile, но действительны согласно их собственным правам. До 445 г. до н. э.
г) учинение pater familias определенных запрещенных действий (например, оставление нисходящего, учинение из дочери проститутки или заключение кровосмесительного брака).
Emancipatio представляло собой совершенное волеизъявлением pater familias освобождение от отцовской власти, соединенное с приобретением положения лица sui iuris. Emancipatio совершались домовладыкой с согласия подвластного (если он не малолетний infans).
Римляне гордились своей отцовской властью (patria potestas). Обладала она целым рядом черт, характерных только для нее, в чем они отдавали себе отчет.
Эта власть была очень сильной, представляя собой, в принципе, полное, единое властвование.
Уже в древнейшее время власть paterfamilias над личностью детей ограничивалась воздействием сакрального права и норм морали.
Отец семейства имел право наказания. Чаще всего при наложении на детей наказаний руководствовались мнением домашнего совета, состоящего из ближайших кровных родственников и соседей. Роль домашнего суда со временем уменьшается, но еще продолжает существовать в период принципата. При доминате pater familias имел право наказания молодежи, находящейся под его властью, но ее тяжкие провинности карались судебной властью.
Pater familias обладал правом лишения жизни. Для этого требовались серьезные основания, подтвержденные в процессе перед домашним судом. Если это требование не было соблюдено, отец отвечал за убийство. При принципате ius vitae necisque почти вышло из употребления. Если имело место его превышение, оно каралось extra ordinem. Константин Великий окончательного упразднил право убийства детей, карая такие действия, как убийство кровного родственника.
Pater familias имел также право оставления новорожденных детей, за исключением мужских потомков и дочери, родившейся как первый ребенок. Если, несмотря на оставление, ребенок выжил, он не утрачивал отцовской власти. При доминате expositio была запрещена законом, однако ее допустил Константин Великий, согласно которому тот, кто взял этого ребенка и относился к нему как к собственному, приобретал над ним отцовскую власть. Если ребенок находился у него в качестве раба, то становился его собственностью.
Дети семейства не имели, как правило, имущественной правоспособности. Стечением времени начали ее приобретать во все большей мере. Однако полностью ее не получили даже при Юстиниане.
Уже в ранней республике появился peculium (peculiurr profecticium), то есть имущественная масса, переданная в управление с целью получения от нее доходов. Передавался peculium рабам и сыновьям семейства, а также иным лицам.
Собственником пекулия был pater familias либо хозяин раба. Устанавливался он на основе его свободной воли и в любую минуту мог быть отменен. Правила, касающиеся peculiur детей семейства, были аналогичны, как и для рабов. Фактически самостоятельность peculium все более возрастала. В практике это относилось прежде всего к ситуации, когда совершеннолетний films familias вел отдельное от отца хозяйство.
Императоры, начиная с Августа, предоставляли легионерам, поначалу только в отдельных случаях, право завещать имущество, приобретенное ими на военной службе и связанное с военной службой (дары, полученные при вступлении в войско, дары от товарищей по службе, военная добыча, денежное жалование, военные награды). Со временем было признано также право распоряжения этим имуществом (inter vivos). Только в случае смерти без завещания это имущество переходило к отцу семейства не в порядке наследования, a iure peculii, и следовательно, как при обычном пекулии.
На тех же самых началах стало возникать во времена императора Константина имущество, приобретенное сыновьями на гражданской службе (peculium quasicastrense). Никаких прав на такое имущество pater famiiias не имел.
Любое приобретение ребенка семьи автоматически становилось имуществом pater famiiias.
Недействительны были распоряжения именем paterfamilias, сделанные детьми семейства. В поздней республике допускались, однако, неформальные акты в рамках peculium либо с согласия отца семейства; из формальных действий -только manumissio vindicta.
Недействительны были дарения pater famiiias в пользу детей семейства. Со времен позднеклассических допускались, однако, различные случаи конвалидации (например, в случае смерти отца без отмены дарения).
№5
Семья образуется посредством брака. В римском праве существовало единое понятие брака, вне зависимости прежде всего от эвентуальной власти мужа над женой (manus). Брак
(matrimonium, nuptiae) был моногамной связью мужчины и женщины, основанной на устойчивой общности жизни, с отвечающим ей прочным намерением сторон (affectio maritalis). Прочность намерения означала, что оно должно существовать во все времена брака, а не только в минуту его заключения.
Заключение брака было актом чисто приватным, без участия представителей власти или священнослужителей, и даже без регистрации. Как заключение, так и расторжение брака не толковались как правовые действия. В связи с этим не было контроля требований действительности matrimonium при его заключении, а также не требовалось определенной формы самого акта заключения. Не было иска, устанавливающего существование брака, и тем более – иска об осуществлении совместной жизни. Суд занимался вопросом о действительности брака лишь как вопросом преюдициальным при разрешении притязаний (например, алиментных), для которых важно было существование брака. Развод мог наступить в любую минуту, в зависимости от волеизъявления какой-либо стороны. Причины развода не оказывали правового воздействия на его действительность.
Отличительной чертой римского брака был его гуманитарный характер. Во-первых, об этом свидетельствует свободное заключение (а именно, посредством одного неформального consensus), а также свободное расторжение брака согласно правилу: libera esse debent matrimonia (браки должны быть свободны). В особенности практическое значение это приобрело с исчезновением conventio in manum. С другой стороны, такой характер брака вызывал определенные невыгодные общественные последствия, в их числе малую деторождаемость, что особенно опасно во времена, когда существует низкий уровень гигиены и слабое развитие медицины.
К основным требованиям, прежде всего относились половая зрелость и психическое здоровье. Из брачных отношений исключались кастраты, но не spadones (импотенты природные). Ни одна из сторон не могла оставаться в ином брачном союзе. В классическом праве заключение второго брака было равнозначно расторжению первого, что исключало двоеженство. В постклассическом же праве санкцией были: недействительность второго брака и наказание за двоеженство.
Специфическим для римского права требованием была conubium, или способность заключения брака данным лицом с другим. Речь идет здесь о status и отсутствии близкого родства.
Ввиду отсутствия conubium не могли заключать браки рабы. Что же касается вольноотпущенников, то они могли вступать в брачные отношения как между собой , так и со свободнорожденными, хотя, вероятно, это право получили только со временем. Conubium имели римские граждане и Latini prisci, а остальные Latini и перегрины – только в случае индивидуального наделения их ius conubii. Кроме того, их браки были недействительны с позиции ius civile, но действительны согласно их собственным правам. До 445 г. до н. э.
не допускались браки между патрициями и плебеями. При доминате, в течение определенного времени, в западной части государства не дозволялись браки между римскими гражданами и варварами.
В 18 г. до н. э. были запрещены браки свободнорожденных римских граждан с женщинами дурной репутации (например, проститутками и, возможно, также и с актрисами). Сенаторы и их нисходящие по мужской линии не могли заключать брачных связей с вольноотпущенницами, актрисами и их детьми. Санкцией обоих этих запретов было толкование таких браков как несуществующих с точки зрения закона. Запрещение браков вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия сохранилось и в законодательстве Юстиниана (запрещение не касалось актрис, поскольку Юстиниан сам женился на актрисе Феодоре).
Брак не могли заключить близкие кровные родственники, а также те, чье родство основывалось на внебрачных отношениях. Здесь имеются в виду лица, связь которых наказывалась как кровосмесительная (incestum). Римский брак был, следовательно, экзогамным. Conubium не имели кровные родственники по прямой линии неограниченно и определенные кровные родственники по боковой линии, в отношении которых действовали изменяющиеся предписания. Первоначально исключены были кровные до 6-й степени включительно. В предклассическом праве запрет касался в основном кровных родствен ни ков, до 4-й степени, а в праве классическом – до 3-й степени. В период между правлением Клавдия и Константина дозволен был, однако, брак дяди с племянницей – дочерью брата. В постклассический период наступили определенные ужесточения; были запрещены браки между детьми братьев и сестер. Препятствие к заключению брака касалось также отношений, возникших на основе усыновления.
Свойство, в принципе, не исключало брака. Только свойство по прямой линии (например, отчима с падчерицей) было причиной, препятствующей правомочному заключению брака. Постклассическое право запретило браки с бывшими супругами братьев и сестер.
Со времен Марка Аврелия (161 – 180 гг. н. э.) не мог заключить брак опекун с опекаемой, что позднее было распространено на куратора. Запрещены были браки чиновников и офицеров в провинциях с женщинами из этих провинций.
В постклассический период были установлены ограничения, исходя из религиозных воззрений. Недопустимы и наказуемы были браки между христианами и евреями. Не должны были заключать браки духовные лица после посвящения (священники, диаконы и субдиаконы). Санкцией была лишь утрата духовной должности. Не дозволялись браки скрестными родителями (по причине так называемого coqnatio spiritualis).
Заключение брака требовало согласной воли сторон. Не требовалось ни специальной формы, ни состоявшегося сексуального отношения. Брак возникал не через фактическое сожительство, а через взаимосогласие.
Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia),
или обязательственное обещание вступить в брак: sponsalia sunt mentio et repromissio nuptiarum futurarum (обручение является предложением и обещанием будущего брака). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patres familias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених (sponsus) и невеста (sponsa) с согласия pater familias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций: по одной pater familias невесты обязывался передать ее жениху (если женщина была sui iuris, то давала обещание сама с согласия опекуна (auctoritas titoris), а по другой -жених обязывался принять невесту в качестве жены (если был alieni iuris, то – с разрешения отца). Неисполнение обязательства заключить брак из sponsio (sponsalia) давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба, что уже не допускалось в последний период существования республики.
Обручение порождало определенные правовые последствия, особенно в эпоху домината, при котором наступило сильнейшее сближение этого института и брака. В частности, оно было для его участников помехой заключению брака с другими лицами. Исключалось принуждение к даче свидетельских показаний друг против друга. Убийство жениха невестой или наоборот приравнивалось к убийству родственника parricidiurn. Совершение двух обручений (bina sponsalia) не допускалось, как и многобрачие. Обязанность сдержать обручальное обещание оканчивалось по истечении двух лет.
Конкубинат (cortcubinatus)
существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключать законный брак. Первоначально конкубинат составлял отношение фактическое, которым право вообще не интересовалось. Определенное правовое значение конкубинат приобрел лишь со времен императора Августа, законодательство которого установило определенные брачные запреты исходя из общественно-политических соображений. Запреты не касались конкубината, получившего к тому времени довольно широкое распространение, особенно у легионеров и должностных лиц в провинциях. Распространенности concubinatus способствовало проявлявшееся в конце республики неприязненное отношение к бракам, в особенности в высших слоях римского общества.
Существенные изменения произошли при доминате. Константин Великий запретил конкубинат всем живущим в нем с лицами, которых касались брачные запреты. Это были как раз случаи, особенно частые в практике. Дозволенный конкубинат был приближен к институту брака и определен как неравный брак. Приобрел он, в частности, моногамный характер: не мог быть заключен совместно с браком или иным конкубинатом. От брака конкубинат отличался только отсутствием affectio maritalis и присущего жене diqnitas. Дети, рожденные в конкубинате (liberi naturales), были, разумеется, внебрачными, на них не распространялась отцовская власть.
Следует различать брак и переход во власть мужа (conventium in manum), посредством которого супруга оказывалась в potestas самого мужа (называемой в этом случае «manus») либо в potestas домовладыки мужа, если он сам находился во власти. В древнейшие времена заключение брака непременно сопровождалось переходом под мужнюю власть (брак cum manu).
Брак sine manu- это брак, не порождавший власти мужа над женой и первоначально не устанавливавший вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывает в том же семейном положении, в каком она была ддо вступления в брак; только со старой семьей связывает ее агнатическая связь.
Последствия брака, можно разделить на личные и имущественные. К первым относилось, прежде всего, приобретение женой honor matrimonium, или общественного признания ее женой. Дети считались брачными. Жена разделяла положение и проживание мужа, а также подлежала его власти.
Обязанность супружеской верности лежала, как правило, только на жене. Только с ее стороны могло исходить преступление прелюбодеяния. Муж, застав жену на месте преступления, мог ее даже убить. Мужу-прелюбодею грозили лишь имущественные санкции при возвращении приданого.
Между супругами существовала обязанность взаимного уважения (reverentia), из которой вытекали определенные правовые последствия. Сам по себе брак не вызывал имущественных последствий. То же самое было, впрочем, при conventio in manum женщин alieni iuris. Вхождение же под власть мужа женщины sui iuris вызывало переход ее имущества в пользу мужа либо его pater familias. При браке без manus женщины sui iuris действовал принцип раздельности имущества. Каждый супруг имел свое имущество и отвечал только за собственные долги. Если жена оставалась под patria potestas, то субъектом права был лишь ее отец (глава семейства). Такая система не учитывала домашней работы жены. Невыгодным было для нее и ведущее свое начало от Сцеволы предположение, что спорное имущественное умножение жены исходило от ее мужа либо лица, подлежащего его власти.
Во избежание продиктованных чувством неэкономных имущественных перемещений был установлен обычным правом (mores) засвидетельствованный еще до времен Августа запрет дарений между супругами. Запрет имел смысл, очевидно, только при браке без manus. Запрет дарений касался только donationes, обогащающих одаряемого (например, не относился он к дарению раба с целью его освобождения). Запрет знал определенные исключения (например, дарение mortis causa и алиментное). Санкцией запрета была
недействительность дарения. В западноримском постклассическом праве запрет дарений между супругами исчез. Однако он был восстановлен в кодексе Юстиниана.
Вопреки правовой раздельности имущества в практике выступали элементы имущественной общности, и хотя бы использование имущества, проистекающего от обеих сторон, для общей семьи. Имеется в виду, в частности, общее пользование вещами домашнего обихода. Практически муж содержал жену, хотя в принципе это была лишь моральная обязанность, освященная обычаями, а законно существовала только в исключительных случаях, и лишь при Юстиниане. Неизвестна была аналогичная обязанность жены перед мужем. Нередко передавала она мужу в управление свое имущество (после приданого) – res extra dotem, parapherna). В случае развода муж должен был его возвратить. При Юстиниане муж нес ответственность за старательность в собственных делах, а жене предоставлялась генеральная ипотека на все имущество мужа.
Приданое (dos)
- это имущество, которое в связи с заключением брака жена передавала мужу с целью облегчения бремени совместной жизни. Приведенное определение равно указывает как на главную функцию приданого ( удовлетворение потребностей брака), так и на его первичную правовую структуру (дара с определенной целью). В практике приданым косвенно пользовалась также жена. Вполне возможно, что первоначально приданое при браке с manus составляло уплату наследственной доли женщины, которую она утрачивала, попадая под власть мужа.
В период поздней республики появляется и такая функция приданого, как обеспечение жены после прекращения брака, когда муж либо его наследники должны были, как правило, возвратить приданое. Функция эта приобретала все большее значение, особенно в постклассический период с появлением такой функции приданого, как обеспечение детей.
В связи с обязанностью возвращения приданого можно выделить его функцию: «отпугнуть» мужа от безосновательного развода, и следовательно, обеспечить устойчивость брака.
Предметом приданого были поначалу только материальные вещи, а позднее любое имущественное предоставление.
Приданое можно было установить до брака либо после его заключения. Использовались равно непосредственное предоставление, как и обязательственное обещание.
Поначалу муж не был обязан к возвращению приданого в случае прекращения брака. Обязанность возвращения появилась впервые в случае развода без вины жены, а позднее – вообще при расторжении брака. Добровольная выдача приданого во время брака допускалась лишь в порядке исключения, в определенных случаях. При Юстиниане жена могла требовать возвращения приданого в случае расторжения брака мужем.
Первоначально применялось добровольное стипуляционное обещание возвращения приданого. Как обеспечение женщины после расторжения брака имело оно значение только тогда, когда женщина (оставаясь sui iuris) сама установила приданое.
Наряду с этим, в поздней республике появилась обязательственная actio rei uxoriae, служащая специально лишь для требования к мужу о возвращении приданого. По всей вероятности, этот иск не был деликтным. Его целью было возвращение того, что было передано. Большое значение здесь имело судейское усмотрение.
Активно управомоченным лицом на приданое считалась женщина, независимо оттого, состояла она в patria potestas или нет. Если приданое было предоставлено домовладьжой или отцом (дедом) женщины, они также были управомочены на иск, но в основном только с ее участием (adiuncta filiae persona).
Классические юристы, исходя из соображений справедливости при actio rei uxoriae, выработали определенные правила. Некоторые из них были общими, а иные – разными, в зависимости от вида прекращения брака. К первым относилась обязанность возвращения заменимых вещей (res funqibiles)
тремя годовыми взносами (annua, bima, trima), а остального имущества – немедленно. Возвращая приданое, муж имел право осуществить удержание (retentiones) из приданого: а) по причине недействительного дарения жене, в пределах полученного ею обогащения; б) в связи с захватом вещи; в) в связи с произведенными мужем необходимыми и полезными расходами на содержание приданого. В поздней республике муж нес ответственность в виде возмещения убытков за злой умысел (dolus) и вину (culpa), а при dosaestimata (когда переданные в приданое вещи предварительно подверглись специальной оценке) – даже за случайную гибель приданого. Непременно учитывались дополнительные соглашения в отношении приданого (pacta dotalia), которые касались срока возвращения, размера ответственности либо оценки.
В случае развода жена могла требовать выдачи приданого, но уже в период республики муж имел право на определенные удержания.
В случае смерти мужа вдова могла истребовать приданое у его наследников, которые уже не имели права на удержания.
В случае смерти жены приданое получал тот, кто его установил. Активно управомоченным в этом случае был отецсамейства, который пережил женщину. Мужу, обязанному возвратить приданое, оставалось в любом случае по 1/5 на каждого ребенка.
В постклассическую эпоху в случае смерти жены, при бездетном браке, приданое удерживал муж. В случае существования общих детей они получали право собственности на приданое, а муж имел право пользования им (ususfructus). В случае смерти мужа приданое получала жена. При разводе имела значение вина сторон. В случае вины одной из них приданое получала другая. Однако если в разводе была виновна жена и имелись общие дети, то они приобретали собственность, а муж – право пользования.
Для возврата приданого вместо actio rei uxoriae Юстиниан ввел actio ex stipulatu, хотя возвращение следовало прямо из предписаний права, без совершения стипуляции. Таким образом, можно говорить лишь о фикции стипуляции. Упомянутый иск имел мало общего с обычным иском из стипуляции и был более близок по содержанию к actio rei uxoriae. Толковался он как bonae fidei iudicium и в кодификации определялся чаще всего как actio dotis или actio de dote. Кроме того, тогда же жена получала право и на виндинационный иск по определенным предметам приданого, поскольку оно было naturaliter ее собственностью. Деньги из приданого должны были быть выданы немедленно, а оставшиеся движимости,; также разного рода недвижимости – в течение года.
Брачное дарение, или donatio ante (позднее propter) nuptias,
было дарением мужа для жены. Правовое существование этого договора зависело от наличия брака. Чаще всего сделанным предоставлением обладал муж и осуществлял управление им. Неоднократно donatio ante nuptias было лишь обещанием предоставления в случае прекращения брака.
Дарение это появилось лишь при Константине Великом, частично под влиянием восточного права. Много положений было скорее предпослано, нежели четко урегулировано. При Юстиниане режим donatio ante nuptias претерпевает значительные перемены и приобретает характер точно определенного и урегулированного правового института.
В предюстиниановский период, в связи с запретом дарений между супругами, упомянутое соглашение должно было быть совершено перед заключением брака. Отсюда и название donatio ante nuptias (дарение до брака). Особенность такого дарения состояла в том, что его резолютивным условием считался отказ от брака: если брак не заключался, дарение отменялось. Согласно Юстиниану, дарение можно было сделать и во время брака – и отсюда возникло название donatio propter nuptias (дарение па поводу брака).
Функцией donatio ante nuptias было способствование несению тягот брака и обеспечение жены, а позднее все более речь шла также об обеспечении детей. Это сближало указанное дарение с приданым. В обоих частях государства возникла идея равной ценности приданого и брачного дарения. По кодексу Юстиниана упомянутое дарение могло быть совершено также после заключения брака.
Основаниями прекращения брака были: смерть одного из супругов, утрата свободы или гражданства и развод.
Брак прекращался в случае смерти мужа, жены или обоих супругов. Со смертью одного из супругов отпадало основное условие брака – существование брачной связи. В этом случае мужчины могли сразу же вступать в новый брак, в то время как для женщин был установлен ternpus luqendi, или время траура. Брак прекращался и в случае, когда римский гражданин или гражданка утрачивали права гражданства.
Утрата свободы также являлась основанием прекращения брака. В случае военного плена позднейший postliminium не вызывал восстановления брака. Согласно кодексу Юстиниана, действовавшего под влиянием христианской религии, в случае попадания в плен одной из сторон, другая могла заключить новый брак только тогда, когда было не известно, жив ли еще был пленник и когда со времени пленения прошло 5 лет. Сторона нарушившая это предписание, теряла приданое либо дарение.
В постклассический период, в случае гибели одной стороны во время войны другая могла вступить в новый брачный союз только под определенными изменяющимися условиями. К ним относилось прежде всего истечение времени (в частности, 10 лет).
С принятием христианства в качестве официальной религии брак подлежал прекращению также при поступлении в монастырь одной из сторон.
Развод был определен термином divortium. Достаточно было одностороннего заявления о разводе, которое не требовало какой-либо обязательной формы. В практике пользовались посыльным, а в постклассический период, под эллинистическим влиянием, – главным образом письмом о разводе. В западной части государства при доминате применялся также развод перед свидетелями.
В эпоху домината, из-за изменений моральных понятий, обусловленных христианством, императоры установили строгие правила развода. Важнейшим нововведением было установление определенных причин (оснований) к разводу (iustae causae). Совершенный без их соблюдения развод был действителен, но для стороны, его совершавшей, наступали иные последствия, главным образом имущественного характера. Известны были, однако, также публично правовые меры (например, депортация), пожизненное заключение в монастырь (при Юстиниане) и ограничение допустимости нового брака. Временно запрещенным был даже развод по обоюдному согласию супругов. Специальное значение приобрел термин divortium bona qratia. В классическом праве он означал развод (односторонний или двусторонний) без злого умысла в отношении другой стороны. В постклассический период под этим определением понимался развод по воле одного из супругов, но при оправданных, веских причинах, каковыми были: импотенция, обет целомудрия, уход в монастырь и т. д.
Окончательное урегулирование развода наступило позже. Император Юстиниан сократил число причин к разводу и усилил наказания за безосновательный развод. Считанными остались отдельные поводы развода для мужа и жены, однако некоторые из них (например, посягательство на жизнь другой стороны) сохранились. Среди причин, дающих право жене к разводу, можно привести: фальшивое обвинение ее в adulterium (неверности), а в отношении мужа – прелюбодеянии. За безосновательный разводили дачу повода к нему предусматривалось наказание. Жена утрачивала, в частности, приданое, а при безосновательном разводе уходила пожизненно в монастырь. Для мужа наступала, прежде всего, утрата приданого и дарения. Позднее и он в случае безосновательного развода должен был уйти в монастырь.
Развод, совершенный по взаимному соглашению супругов (divortium communi consensu), был дозволен даже при отсутствии причин. Лишь в 542 г. н. э. его запретили, но уже в 566 г. н. э. вновь был востановлен.
После смерти мужа вдова в течение 10 месяцев не должна была вступать в брак из соображений сакральных и моральных. Источники говорят в связи с этим о трауре. Классические юристы видели в этом запрете, прежде всего, средство, дающее возможность избежать turbatio sanquinis (смешения крови) и предотвращения неуверенности (сомнения) в отцовстве ребенка. Постклассическое право распространило запрет брака на определенный период после развода. Относился он всегда к женщине и в известных пределах – к мужчине при безосновательном разводе. Для вдовы обязательным был годичный срок под угрозой дурной славы и имущественных санкций. Окончательно касалось это только жены. При обоснованном разводе либо совершенном по обоюдному согласию для нее обязателен был годичный срок, а при безосновательном-пятилетний.
Кроме названных предписаний не существовало до времен домината запретов нового брака. Хотя женщина, имеющая только одного мужа (univira), пользовалась большим уважением в обществе, император Август установил для женщин (а, в конце концов, также и для мужчин) соответствующего возраста обязанность ко вступлению в брак. При доминате было очевидным неодобрительное отношение императорского законодательства к новому браку.
№ 6
Институт опеки (tutela) и попечительства (сига) служат для компенсирования или восполнения недостатков полностью или частично недееспособных лиц посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, – опекунов или попечителей.
В отношении лиц, не способных в силу своих половозрастных особенностей, к самостоятельному участию в обороте, устанавливалась опека. К этой категории лиц относились несовершеннолетние и приравненные к ним женщины.
В случаях же, когда неспособность к сознательной целеустремленной деятельности вызывалась наличием особого рода личных недостатков (психически больные лица, расточители, лица с физическими недостатками), учреждалось попечительство. Различие между опекой и попечительством в римском праве выражалось и в порядке деятельности лиц, осуществляющих tutela и сига. Опекун (tutor) должен утвердить сделки в устной форме во время ее заключения, тогда как куратор может дать неформальное согласие на сделку до и после ее совершения.
Опеке подлежали только лица sui iurus. Существовали два ее вида: над несовершеннолетними (tutela impuberum) и над совершеннолетними женщинами (tutela mulierum).
Опеку и попечительство могли осуществлять только мужчины. Лишь в постклассическом праве, под эллинистическим влиянием, допускались мать, а при Юстиниане-также бабка, в качестве законных опекунов несовершеннолетнего.
Опека над несовершеннолетними выполняла две функции. Одна из них заключалась в защите подопечного (pupillus), т. е. его личности и имущества. Эта функция существовала с самого начала и с течением времени приобретала все большее значение, в особенности за счет другой, заключающейся в интересе опекуна (tutor), поскольку этим последним являлся, как правило, ближайший законный наследник подопечного, чем и объясняется заинтересованность в сохранении имущества опекаемого.
Tutor был частным лицом, как правило, кровным родственником либо другом семьи (amicus). Существовал, однако, также государственный надзор, к тому же достаточно широкий, и это стало возрастающей тенденцией. Надзор осуществляли: городской претор, консулы (со времен Клавдия) и специальный praetor tutelarius (со времен Марка Аврелия).
В зависимости от способа установления существовали три вида опеки над несовершеннолетними: завещательная (tutela testamentaria), законная (tutela legitima) и устанавливаемая распоряжением соответствующего государственного органа (tutela dativa).
Известная уже в законах XII таблиц завещательная опека (tutela testamentaria) была наиболее частой в высших слоях общества. Поначалу мог установить завещательного опекуна только pater familias, и только для лиц, которые становились sui iuris с его смертью. Позднее можно было определить опекуна для ребенка, родившегося после смерти отца (postumus) и лишенного наследства. Установить опекуна могли, кроме pater familias, также определенные другие лица, например, отец для эманципированного сына и мать для своего ребенка, назначенного ее наследником. Однако тогда требовалось утверждение суда.
Обязательными были требования относительно определенных формул установления опекуна, как например: liberis mens Titius tutor esto (пусть Тиций будет опекуном моих детей). Необходимо было, в особенности, указание имени опекуна. В IV в. н. э. специальные формулы были отброшены. Приобретение положения опекуна по завещанию наступало в минуту действенности завещания, следовательно, с приобретением наследства наследником; в случае confirmatio – с момента ее предоставления (дачи). Завещательный опекун не могуступить свою функцию, но мог от нее отказаться (abdicare). Уже при принципате его можно было, принудить к принятию положения опекуна. Однако же, он мог (со времен Клавдия) воспользоваться excusatio, заимствованной от tutela dativa.
Tutela legitima, или опека в силу закона, была древнейшим видом опеки, которая устанавливалась над несовершеннолетними лицами и женщинами, ставшими самовластными (sui iuris) после смерти домовладыки, не оставившего завещания или не определившего в нем опекуна. Tutela поручалась по закону ближайшему агнатическому родственнику (в случае множества – все включительно), а при его отсутствии – сородичам (gentiles) – в соответствии с порядком наследования по законам XII таблиц. В таком случае основная задача опеки состояла в обеспечении сохранности имущества подопечного в интересах самих опекунов-наследников, на случай смерти опекаемого. Законная опека gentiles вышла из употребления в начале принципата. В постклассическом праве были допущены к опеке некоторые кровные родственники (например, мать). Юстиниан вместо агнатов ввел наследников (когнационных). Опеку над вольноотпущенником осуществлял его патрон и субсидиарно ближайшие нисходящие родственники этого последнего. Опека над эманципированным принадлежала отцу, который его эманципировал (parens manumissor). Приобретение положения законного опекуна наступало автоматически с момента, когда несовершеннолетний стал лицом sui iuris.
Tutor legitimus не мог отказаться от своей функции (обязанности), не мог, вероятно, ее уступить (посредством in hire cessio) и позднее всего в постклассический период можно было воспользоваться excusatio.
Когда опека не была установлена ни завещанием, ни законом, как и в том случае, если назначенные лица н хотели или не могли исполнять обязанности опекуна, соответствующие государственные органы (прежде всего, претор) сами выбирали такое лицо. Закон Julia et Titia (31 г. до н. э.) предоставлял право назначения опекуна провинциальным и муниципальным магистратам.
К обязанностям опекуна относилась забота о личности подопечного. В особенности он должен был заботиться о его содержании и воспитании (за счет имущества опекаемого). Не обязан был делать это лично. В практике чаще всего оставлял заботу о личности pupil’a его матери. Однако должен был наблюдат! за правильным ее исполнением. Со своей стороны подлежал государственному надзору, осуществляемому главным образом praetor tutelarius.
Уже в позднереспубликанский период тяжесть опеки лежала на имущественных делах, и особенно на управлении имуществом опекаемого. Оно было отделено от имущества опекуна. Опекун должен был прежде всего составить опись всего имущества. Капиталы следовало вкладывать, как правило, в недвижимость или хотя бы помещать под проценты, ценные же вещи отдавать на хранение в безопасное место (например, хранить драгоценные металлы в виде кладов). Другими обязанностями были: преследование ненадежных задолженностей, исполнение обязательств, а также продажа портящихся и ненужных вещей.
В случае множества опекунов они первоначально осуществляли управление имуществом сообща. Позднее управление зачастую поручалось одному либо делилось между ними. Тогда каждый действовал и отвечал в пределах своего круга заданий.
Jmpuberes infantia maiores (дети от 7 до 14 лет) могли самостоятельно совершать действия, улучшающие их положение. Для иных правовых действий требовалось согласие опекуна (auctoritas tutoris), которое он давал при их совершении.
Опека прекращалась со смертью подопечного; когда он претерпевал capitis deminutio и когда становился совершеннолетним. Кроме того, опека прекращалась и со смертью опекуна, когда он претерпевал capitis deminutio, а также (в пределах допустимого) при abdicatio, excusatio, potioris nominatio и remotio.
В случае множества опекунов, назначенных к имуществу одного подопечного, обязательными были следующие правила:
а) при делимом объеме задач каждый tutor отвечал за то, что получено в порядке нормированного
распределения;
б) tutor cessans в отношении к tutor gerens нес субсидиарную ответственность;
в) в остальных случаях множества tutores gerentes либо cessantes отвечали солидарно, что смягчило
классическое право, вводя beneficium divisionis (благодеяние раздела) между платежеспособными
опекунами.
Опекунам предоставлялась contrarium tutelae judicium о возвращении затрат.
В случае неплатежеспособности опекунов и их поручителей подопечным служил со времен Трояна actio subsidiaria против муниципальных магистратов, действующих при установлении (назначении) опекуна.
Если кто-либо, не будучи на самом деле опекуном, действовал в качестве такового, то он действовал pro tutore. В этом случае он отвечал за свою деятельность по правилам опеки. Иски между protutor и опекаемым назывались actiones protutelae directa и contraria.
Институт опеки над женщинами (tutela mulierum)
обосновывался слабостью пола (sexus infirmitas). В действительности же во внимание принималось установившееся в римском обществе мнение, согласно которому женщины не должны заниматься делами, так как их местом был дом. Опека над женщинами главным образом основывалась на тех же принципах, что и опека над несовершеннолетними. Она имела своей целью, прежде всего, интерес опекуна, которым, как правило, был ближайший наследник данной женщины.
Tutela mulierum толковалась первоначально как власть. Иную трактовку этот вид опеки получил в классическом праве, как в отношении личности, так и имущества женщины. Связано это было в основном с тем, что она сама управляла своим имуществом. Лишь для некоторых актов преимущественно строго цивильного характера требовалось auctoritas опекуна (участие в legis actio, отчуждение res mancipi, принятие наследства и т. д.).
В случае отказа опекун мог быть принужден претором, по жалобе женщины, дать согласие. Вследствие этого против опекуна не существовало иска actio tutelae.
Опекун был частным лицом. Однако подлежал государственному надзору, хотя и не в такой значительной мере, как при impuberes.
Опека над женщинами, как и над несовершеннолетними, была трех видов: по закону, по завещанию и по
решению магистрата.
Опекуна по завещанию устанавливал pater farnilias либо муж, имеющий жену in manu. Уже в период республики этот последний мог предоставить выбор опекуна (даже неоднократно) самой женщине (tutor optivus). Муж мог совершить этот акт как в отношении всей совокупности дел, так и определенного их вида или только одного дела. Опекун по завещанию мог отказаться от опеки (abdicatio), но не мог уступить ее другому. Согласно закону XII таблиц, законным опекуном женщины был ее ближайший агнат, а при отсутствии последнего – сородичи (gentiles). Законная опека над вольноотпущенницей принадлежала ее патрону, а в случае его смерти – ближайшим агнатическим нисходящим. Законным опекуном эманципированной был ее отец как parens manumissor. Tutela legitima не могла быть оставлена, но допускалась ее уступка в порядке in iure cessio.
Женщина могла избежать законной опеки агнатов путем заключения фиктивного брака (coemptio fiduciae causa) и договорившись с фиктивным мужем, что он сразу же ее реманципирует, т. е. освободит от статуса in mancipatio и получит положение опекуна (tutor fiduciarius).
Tutor legitimus мог цедировать (in iure cessio) опеку над женщиной другому лицу (tutor cessicius). Со смертью или умалением правоспособности tutor cessicius законная опека автоматически восстанавливалась. Смерть или capitis deminutio цедента также уничтожали права tutor cessicius, которые переходили к следующему по близости агнату.
Lex Claudia (в период 44 – 49 гг. н. э.) упразднил законную опеку над женщинами.
Опека заканчивалась вообще в случае смерти либо capitis deminutio женщины. Для данного опекуна tutela прекращалась с его смертью или capitis deminutio, а также (в пределах допустимого) abdicatio и excusatio. При in iure cessio опека снявшего ее с себя не прекращалась целиком, но приостанавливалась и возобновлялась в случае смерти или capitis deminutio tutor cessicius.
Уже со времен республики наступало все большее ограничение опеки над женщинами. По закону Августа, ей не подлежали матери троих детей (вольноотпущенницы при наличии четырех детей). Lex Claudia упразднил наиболее отяготительную законную опеку агнатов. В эпоху принципата tutela mulierum была уже явно устаревшим институтом. Исчезла полностью при Константине Великом.
Попечительству (сига, си^Ыподлежали только лица sui juris. Существовало несколько видов. Законы XII таблиц знали попечительство над безумными (cura furiosi) и расточителями (cura prodigi). Позднее возникло попечительство над совершеннолетними моложе 25 лет (cura minorum) и иные виды, имеющие, впрочем, меньшее практическое значение. Среди них можно назвать: cura ventris, или попечительство над имеющим родиться ребенком; cura bonorum, или попечительство над различными имущественными комплексами, о которых не могли заботиться их владельцы (имущество попавших в рабство, «лежачее» наследство, имущество отсутствующих или лиц, местонахождение которых не известно); cura debilium personarum, или попечительство над больными и страдающими телесными недугами лицами (debiles personae).
Задачи куратора (curator) были различными в зависимости от видов попечительства. В большинстве из них речь шла в основном об имущественных делах.
Сига поначалу была властью, осуществляемой в интересах равно как лица, ей отданного, так и самого куратора. Раньше, однако, чем при опеке, интерес этого первого лица приобрел основное значение. Попечительство стало обязанностью, исполняемой под надзором государственных органов.
Cura furiosi касалась психически больного (безумного), который был sui iuris и не подлежал tutela impuberum. По закону XII таблиц cura furiosi принадлежала ближайшему агнату, а в его отсутствие -сородичам (gentiles). Это были одновременно ближайшие наследники безумного (furiosus). Попечительство gentiles вышло из употребления в начале принципата. Cura furiosi была одновременно в интересах как лица ей подлежащего, так и самого куратора. Не предусматривалось специальной процедуры признания лица психически больным. Такое лицо автоматически подпадало под законное попечительство. Не известно было попечительство завещательное. Дальнейшее развитие института попечительства шло по пути
Теги: Понятие семейного права status familiae, Агнатическое и когнатическое родство, степени и линии родства, Строение римской семьи: лица sui iuris и alieni iuris, Patria potestas, личные и имущественные отношения в семье, Виды римского брака, условия заключения брака, личные и имущественные отношения супругов, dos, donatio, расторжение брака, Опека и попечительство
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.