Кемпером. Среди неразобранных бумаг в фонде М.-С.Саидова
Кемпером. Среди неразобранных бумаг в фонде М.-С.Саидова мы обнаружили фотокопию ори гинала рукописи с ее первоначальным заголовком «Дары красот, дремлющих во дворе адатов селений».Несмотря на скудость источников, можно сделать некоторые пред положения и о функционировании обычного права в более узком и закрытом социальном поле семьи и рода. Горцы полагали, что общи на не должна вмешиваться в отношения между членами одной семьи и даже целого тухума. В теории глава семьи и клана должен был еди нолично разбирать все столкновения внутри их и «не выносить сора из избы». Поэтому практически во всех записях дореформенного ада та регулировались только иски между тухумами. Слова «чужой»,«другой» (ал-гейр, ахад) означают в этих текстах нанесение ущерба иди оскорбления другому клану (РФ ИИАЭ, ф. 1, on. 1, д. 426, л. 149, 153, 154, 171; Гидатлинские адаты: 1957, passim).По семейному (и общинному) адату строго каралось прелюбодея ние. Так, например, у аварцев горец, заставший во время прелюбо деяния свою жену, мать, дочь, сестру, племянницу, внучку или тетку, должен был убить обоих прелюбодеев, не внося никому никакого дията (Гидатлинские адаты: 1957, 18-19, 28-29). Если соблазнитель скрывался невредимым, то между ним и обманутым мужем возникала кровная месть. В некоторых районах, например в Верхнем Кайтаге, соблазнитель мог жениться на своей любовнице и примириться с ее прежним мужем, уплатив ему брачный выкуп (калым). Но обманутый муж был вправе не отдать жену, а убить ее. Например, в своде реше ний Цекубского джамаата сказано: «Если муж застанет жену при пре любодеянии и убьет обоих [прелюбодеев], то кровь их пропадает без возмещения (фа-мухдаран). Если же любовник остался живым после ее убийства, то он считается кровным врагом [мужа] (адувв) до убий ства или до примирения с ним.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.