Из-за мало численности судебно-административного аппарата
Из-за мало численности судебно-административного аппарата в первые десяти летия Советской власти проводниками правовых преобразований большевиков оказались этнографы*.• Я хочу поблагодарить моих друзей и коллег Н.В.Ссорина-Чайкова и С.Н.Аба-шина, обративших мое внимание на этот интересный, но почти не изученный аспект государственных преобразований на советском Востоке. Яркое описание взаимодей ствия этнографии и политики на примере эвенков Восточной Сибири читатель най дет в диссертации Н.В.Ссорина-Чайкова: Ssorin-Chaikov: 1998, 101-132.Ранняя советская эпоха оказалась периодом расцвета российской этнографической школы. В 20-е годы началось планомерное научное изучение Северного Кавказа, Средней Азии, Сибири и Дальнего Вос тока. Стали проводиться длительные экспедиции, аналог более позд них «включенных обследований» (англ. participant observation) запад ных этнологов-функционалистов. Причем если у истоков западной этнологии стоял уже не раз упоминавшийся в этой книге Б.Малинов ский, полевая работа которого началась с высылки его англичанами на острова Тробриан как австрийского подданного в годы Первой мировой войны, то основателями советской этнографии стали этно графы-романтики В.Г.Богораз (Тан), Л.Я.Штернберг, В.И.Иохельсон и другие бывшие революционеры, увлекшиеся изучением народов Сибири и Дальнего Востока еще в конце XIX в., когда они отбывали ссылку в этих местах. Интересно отметить, что некоторые из них, на пример Богораз, имели также юридическое образование.
По мнению Богораза, этнограф должен совмещать научные иссле дования с участием в преобразовании окраин, с культурно-просвети тельской работой среди народностей, которыми он занимается. Бого-раз призывал «посылать на Север не ученых, а миссионеров, миссио неров новой культуры и советской государственности. Не старых, а молодых, не испытанных профессоров, а начинающих, только что окончивших курс работников, воспитанных новой, советской средой и готовых нести на Север весь пыл энтузиазма, рожденный револю цией, и умелость практической работы, отточенную в революционном процессе. Эти молодые работники Северного комитета должны пред варительно получить полное и тщательное научное образование, по преимуществу этнографическое. Но на Севере их основная работа не научная, а практическая» (Богораз: 1925, 49). Свое жизненное кредо он выразил следующим образом: этнография «как наука о на родах и человеческом обществе вообще» должна стать «действитель ной основой всех социологических и общественных исследований». Она «должна научить… деятелей реформ уважать в аборигене чело века, всеми силами стремиться к подробному изучению его условий жизни и прежде всего языка… и быть готовым разделить с абориге нами тяготы их повседневной жизни» (Богораз: 1923, 176; 1925, 49). Идеи и научные методы Богораза оказали огромное влияние на ста
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.