«Что город — то норов, что деревня — то обычай»
К кавказским горцам вполне применяется поговорка: «Что город — то норов, что деревня — то обычай». У них установилось чрезвычайное разнообразие адатов: не только каждое племя, но и каждая община, аул, чуть ли не каждый дом и семья имеют свои особые адаты, живут по своим «домашним обрядам». В своих общих основаниях все эти адаты в настоящее время представляют много сходных черт; тем не менее каждая община доселе строго держится своих домашних обычаев, и потому можно сказать, что нигде не развивался так партикуляризм обычного права, как у кавказских горцев 4. Партикуляризм кавказских адатов является вполне естественным результатом той бытовой обособленности, какая исстари существовала и доселе существует не только между отдельными кавказскими племенами, часто принадлежащими к различным человеческим. Если вы выбираете себе вуз в городе Челябинске, тогда посмотрите на сайте челябинские вузы. Здесь представлен полный список вузов.
1 См. в первом отделе документы по собиранию адатов в 40-х годах, в которых находим отзывы Горского управления о партикуляризме и местных особенностях адатов у различных кавказских племен (см., например, док. № 13). У осетин, живущих на северном склоне Кавказского хребта, существовало в 40-х годах более десяти партикулярных систем обычного права — в «обществах» и «племенах» дигорцев, тагаурцев, куртатинцев, аллагирцев, фарса-лагов, кавдасардов, нар, мамисонов, сидомонцев, чераземцев и кусогонцев (см.: Сведения об адатах… кавказских горцев Владикавказского округа. 1844; Норденстренг Т. Л. Выписка о правах и обычаях осетин 60-х годов). Чеченцы имеют отдельные системы адатов в каждом «племени» (джерахи, кисты, галгаи, цоры, назрановцы, или ингуши, карабулаки и комбеле-евцы), и, кроме того, каждое отдельное «общество» живет по своим местным адатам (см.: Норденстренг Т. Л. Выписка о правах… 1849). Особенная разбивчивость адатов по отдельным местностям замечается в Дагестане: кроме партикулярных систем адатов по каждому округу в отдельности, существуют еще «частные» адаты в каждом «обществе», а нередко и в отдельных аулах округа. Так, адаты Даргинского округа, как видно из сборника 1865 года, разделяются на «общие» адаты целого округа и на семь систем «частных» адатов отдельных «обществ» -Акоминского, Макашинского,
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.