В обеих областях не удалось сохранить адат как автономную

03.06.2013 Автор: Рубрика: Без рубрики»

В обеих областях не удалось сохранить адат как автономную судебно-правовую систему.На Северо-Западном Кавказе послевоенные российские реформы пали на иную почву, чем в Дагестане. Судя по исследованиям совре менных историков и этнологов, полуавтономное социальное поле адата тут было другим. Он в меньшей степени опирался на сельскую обшину, которая, в свою очередь, не играла у мусульман Терской и Кубанской областей такой большой роли, как дагестанский джамаат XIX в. Иными были правовые традиции и судебные институты. Если в Дагестане одни и те же сельские суды выполняли функции адатного и шариатского правосудия, а также медиаторства между тухумами и целыми общинами, то в Кабарде, например, эти судебные институты существовали порознь. Как утверждается в недавно опубликованной книге И.Л.Бабич, основными органами правосудия до и после ре форм здесь были медиаторские суды, а созданные российскими вла стями сначала шариатские (мехкеме), а позднее горские словесные суды (по адату) оказались малоэффективными (Бабич: 1999, 79-120). Другие специалисты по Северо-Западному Кавказу также соглашают ся в том, что шариату удалось занять здесь лишь очень скромную ни шу. Если в Дагестане многие нормы мусульманского к XIX в. прочно утвердились в правосознании и судебной практике и даже вошли составной частью в адат, то мусульмане дореволюционной Ка-барды нередко обращались к адату не только при решении уголовных дел, но и в области семейного, наследного или гражданского (см., например: Думанов: 1976, 6). Определенную роль в этом сыгра ла поздняя (XVII-XIX вв.

Автор статьи:
написал 6135 статей.

Оставьте комментарий!

Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.

 
Запросов: 112 | 0,222 сек
Память: 11.88MB