В худшем случае виновному грозило изгнание из общества
В худшем случае виновному грозило изгнание из общества — лишение «огня и воды», т.е. граждан ская смерть. В таком случае он приравнивался к кровнику (канлы), причем мстить ему были обязаны все члены общества. Вот текст по добного постановления:«С виновных в нерадивой охране моста, повлекшей за собой по жар, — будь то целое селение (ахл карйа) или отдельные люди — [штраф] сто котлов… С того, кто поджег большой мост,—штраф (фидйа) в сто котлов, а также изгнание из Гидатлинского союза (ихрадж мин нахийат Хил), если виновный из нашего общества… С того из дибиров (кула), кузнецов, плотников, сельских каменотесов или мельников, кто поможет ему (т.е. изгнаннику. —В.Б.) или выпол нит для него какую-нибудь работу, — [штраф] — котел. С прохожего из числа простонародья, кто поможет ему (т.е. изгнаннику.—В.Б.) чем-нибудь, хотя бы даже [предоставлением] огня и воды, — [штраф] — овца. Ударивший его (т.е. изгнанника.—В.Б.) не платит пени (фидйа), убивший его — виры (дийа), а портящий его имущест во — возмещения (даман); напротив, с него самого и с помогающего ему взыскиваются штраф и выкуп, а также оба они считаются кров никами (1алайхи ва ала муинихи дам)» (РФ ИИАЭ, ф. 5, on. 1, д. 62; пер. с араб. мой. —В.Б.; ср.: Гидатлинские адаты: 1957, 24).Безжалостно преследуя своего бывшего члена, лишившегося по кровительства адата, община в то же время могла принимать под свою защиту отдельных лиц, семьи и даже целые селения. Худуцкая грамота свидетельствует о том, что при подчинении одного джамаата другому первый принимал право второго: «.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.