Террасные стенки использовались как сенокосы. Основную
Террасные стенки использовались как сенокосы. Основную часть угодий занимали общинные пастбиша-харим.Под угрозой штрафа и тюрьмы люди и скот летом и осенью не могли заходить на зимние пастбища, а с началом сева до созревания урожая — на обрабатываемые земли (мег). На пятнадцатый день осе ни джамаат «открывал» сады и виноградники. Сначала урожай убира ли хозяева верхних террас, и только после них — владельцы участковв долинах рек. Такой порядок предохранял угодья от потравы скотом и людьми. Ло дня разрешения уборки под угрозой существенных штрафов запрещалось собирать «хоть часть» урожая (пеня в 50 коп.), особенно виноград (пеня в 1-2 руб.) (архив М.-С.Газиева (Хуштада); мечетные архивы селений Запада, Ругул, Тлондода). Подобные запре ты отмечены и в других сельских обществах горцев (вакуфные записи из мечетного архива с. Саситли; РФ ИИАЭ, ф. 5, on. 1, д. 1658, л. 4, 7, 14-20, 25-27). Отмеченные выше правила землепользования горцев наглядно демонстрирует постановление схода гидатлинского селения Мачада:«С того, кто ранее установленного срока скосит траву на своем участке (мульк), расположенном в окрестностях селения, [брать] пол торы меры (кьали). Со скосившего [траву] с луга — четыре шали. За тем, кто выпасал своих овец осенью или весной где-либо, кроме трех местностей — в Тагадибе (авар. ТТа/ъадиб), над Арсубом (авар. Парсу б) или в Тлуцалзай (авар. Лълъуцалзай), — мера (кьали). Мест ности Сулуби и Тлох (авар. Лъох) Рударукуб одинаковы в отношении [взимания] штрафа (фидйа). Время запрета этих земель (ал-вакг ли-химаи-хима) — семь, то есть семь /шей после сбора стада телят (авар. бачал). Если овец пустят на оба эти места в запретное время, то за пастухом к1ибагьаб куй (авар.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.