Позднее шафиитская религиозно-правовая школа восторжествовала
Позднее шафиитская религиозно-правовая школа восторжествовала во всем Дагестане (Халидов: 1998, 24).Ислам продолжал распространяться с юга на север, с равнины в го ры. На втором этапе исламизаиии, под влиянием военных походов и проповеди местных миссионеров, к XIII—XIV вв. мусульманами стали большинство горцев Дагестана. Ислам утвердился на большей части территории Северо-Восточного Кавказа, вытеснив прежние религиоз ные верования и правовые системы, включая христианство и иудаизм. Андо-цезские народы и чеченцы стали мусульманами еше позднее. Только в XV-XVI вв. мусульманские миссионеры из Аварии и Засу-лакской Кумыкии построили на землях Чечни и Ингушетии первые мечети. От аварцев и кумыков вайнахи переняли шафиитский мазхаб суннитского ислама. В то же время в их быту, общественной жизни и праве еше долго сохранялось немало доисламских — частью языческих, частью христианских — обычаев (подробно см.: Шихсаидов: 1969; Бобровников: 1998а, 31).Окончательное утверждение ислама на Северо-Восточном Кавказе произошло в XVII-XIX вв. Во второй половине XVIII в. Нагорный Да гестан и Чечню охватило стихийное исламское движение, по своему значению сопоставимое с Реформацией в позднесредневековой Евро пе. На это время приходится деятельность известных мусульманских правоведов, в частности Мухаммеда Кудутлинского, о котором гово рилось выше. Многие горные джамааты заменили гражданские нормы адата шариатскими. Существуют архивные источники, подтверждаю щие это. В частности, в прошении чанков аварских селений Гидатля, поданном российской администрации вскоре после окончания Кав казской войны, говорилось: «В настоящее время мы передаем име ние детям по шариату, так было и в старину (т.
Оставьте комментарий!
Вы должны быть авторизированы чтобы оставлять комментарии.